Михаил Вилков Андрей Будогосский Алексей Еськов судьи Зенит Сергей Сергеевич Иванов Спартак Урал Премьер-лига Россия
Обозреватель «Советского спорта» рассуждает о судейской проблеме и адресует острые вопросы главе судейского корпуса.
Новость дня – на центральном матче 25-го тура ЦСКА – «Локомотив» вместо Алексея Еськова, на днях прославившегося на всю страну, будет работать Сергей Карасев. И это, видимо, все, что нам позволено знать. На вполне разумный вопрос о причине замены, что вообще-то случается нечасто, Будогосский, глава нашего судейского корпуса, дал издевательский ответ: «Никаких причин – мы так посчитали». Не ваше собачье дело.
Но дело все-таки наше. Футбольной аудитории, сокращающейся с каждым годом, несмотря на все великолепие новых арен и приближение чемпионата мира. И знать нам хочется больше. Своим решением департамент судейства косвенно признал, что Еськов провалил игру в Питере. Но то были ошибки или выполнение заказа? Начато какое-то расследование? Или хотя бы проверка? И какова дальнейшая судьба этого рефери?
Матч «Зенит» – «Урал», который гости доигрывали ввосьмером, вызвал такой резонанс, что он затмил даже октябрьский спектакль с Сергеем Ивановым в главной роли. Тоже, кстати, в Питере. Тогда канализационные трубы прорвало так, что залатать их не могли неделю; полетели головы – Валентин Иванов ушел в отставку; сейчас уже не вспомнить, но наверняка звучало слово «полиграф» – оно есть в лексиконе даже Виталия Мутко.
Но тогда, полгода назад, взорвалась только одна бомба. Хоть и мощная. А в 24-м туре безобразие творилось на половине матчей. Иванов, который Сергей, вернулся к любимому делу, назначив в ворота «Локомотива» самый курьезный пенальти в сезоне. Владислав Безбородов не удалил Акинфеева со Щенниковым за фолы последней надежды. А Михаил Вилков не увидел фол Бухарова и показал очень спорную красную карточку Глушакову.
И вместо того, чтобы уклоняться от прямых и простых вопросов, Будогосский должен подняться на трибуну, сделать печальное лицо, выдержать паузу и подавленным голосом произнести два слова: «Простите, обделались». А затем рассказать о своем плане (если он, конечно, есть) по выходу из глубокого судейского кризиса, ответить на все вопросы – четко, честно, открыто. А вопросов накопилось много. И отвечать придется долго.
Что происходит с судейством? Оно, сколько себя помню, всегда было плохим, порой – ужасным. Но сейчас вообще катастрофа! И чем дальше, тем хуже. Если раньше интернет-обсуждение темы заговора вызывало только смех, то сейчас уже не смешно. В одном туре судьи совершают грубейшие ошибки в пользу ЦСКА и «Зенита». Почему мы должны думать, что это совпадение и человеческий фактор, а не включенный админресурс?
Кто назначает арбитров? Случайно не те же люди, что верстают календарь чемпионата? На чем основывается выбор в пользу того или иного судьи? Почему Сергей Карасев, которого многие считают лучшим российским рефери, получает так мало назначений? Ну ладно, он много ездит по миру – сборы ФИФА, тесты, еврокубковые матчи. Однако в 24-м туре он был свободен, но работал почему-то на заурядном матче «Томь» – «Оренбург».
Почему провинившиеся судьи вроде Иванова возвращаются к работе в премьер-лиге? Что же все-таки с ним случилось во время матча «Зенит» – «Спартак» полгода назад? И точно ли у него сейчас все в порядке? Судя по арбитражу на игре «Локомотив» – «Амкар», на поправку Иванов так и не пошел. Чем вы руководствуетесь, возвращая в обойму арбитров с подмоченной репутацией? И что делать с теми, у кого случился «рецидив»?
До каких пор у нас будет существовать каста неприкасаемых, куда входят некоторые футболисты сборной России и несколько легионеров из топ-клубов? Почему Павлюченко удалили за атаку судьи, но в течение трех с лишним лет за то же самое не удаляли Халка? А Вернблума? А Дзюбу? У нас правила точно одинаковы для всех? Или как с законами в стране, которые трактуются и применяются в зависимости от касты нарушителя?
Почему Дзюбе прощается так много? И если раньше судьи не замечали только верховые единоборства, в которых он активно работает локтями, то теперь не видят даже бокс в его исполнении. Почему КДК (пусть это и не ваша епархия) не может дисквалифицировать Дзюбу за удар Емельянова? Понятно, что по регламенту. Но что мешает внести в документ поправки? Ведь это абсурд: вина доказана, но наказание невозможно…
Когда трактовать аналогичные эпизоды будут одинаково? Это ведь ключевая проблема. Почему одного удаляют, а другого за то же самое – нет? Одним за игру рукой ставят пенальти, а другим – нет? И после каждого подобного казуса мы слышим: «Формально судья прав». Видим послушное кивание, так сказать, экспертов. Это не судейство и не анализ судейства, а манипуляция, причем топорная, футбольными правилами.
Как вы считаете, нормально, что доверие к судейскому корпусу подорвано настолько, что в каждом назначении, в каждой ошибке болельщики видят закулисные игры? Это они параноики? Или это вы, судейский корпус, довели их до такого? Вам веры нет. И уже давно. Опухоль разрослась настолько, что лучшее решение – перезагрузка. Всех распустить и собрать новых людей. Хуже точно не будет. И доверие вернется. Хотя бы на время.
Михаил Борзыкин. Советский спорт
Источник: