Алина Загитова Максим Траньков Татьяна Волосожар Елена Ильиных Шизука Аракава Дайсуке Такахаси Никита Кацалапов Юдзуру Ханю Саша Коэн

Ушибленный в раннем детстве «Кармен», к творениям Петра Ильичу Чайковского я всегда относился с глубоким почтением. «Лебединое озеро» был мой, пожалуй, любимый балет, и у меня о нем не только детские воспоминания – я даже пересмотрел его как-то уже в достаточно взрослом состоянии в театре Станиславского, когда болел совсем другими болезнями – Queen, Led Zeppelin, Animals с «Домом…», Пол Маккартни с Wings, а под «Je t’aime» Сержа Генсбура и Джейн Биркин охмурял симпатичных девушек. Впрочем, это уже за рамками темы. Как-нибудь в другой раз и в другом месте, если случай подвернется.  

К «…озеру» относился я с пиететом и сохранял если не любовь, то уважение к нему даже тогда, когда под его звуки начали дружно умирать члены ЦК КПСС. Если с утра на ТВ танцуют «Лебединое озеро», значит скоро с глубоким прискобием сообщат и трехдневный траур объявят. А стенку уже расковыряли.

Уж не знаю, почему члены предпочитали этот формат. Возможно, было специальное решение Политбюро. Куда веселей умирать под Eagles или Pink Floyd, Status Quo, Богемскую рапсодию Queen… А если партийная совесть не позволяла, то под Иосифа Кобзона. Ну на совсем уж худой конец под Татьяну Иванову – не ту, что крутилась в «Комбинации» в начале 90-х, когда все уже умерли, а импортную, певшую лет за двадцать лет до «нижнего белья» («На Красной площади ночь…», «Я ехала домой…» и т.д.). Однако и это к теме не относится.  

Так вот, члены мёрли сами по себе, а «Лебединое озеро» если с ними и ассоциировалось, то весьма опосредованно. Но и для «… озера» нашлись мелиораторы.

В конце августа 1991 г. моя семья окончательно перебиралась в Краснодар. Жена осталась в Твери машину с вещами отправлять, дети в Чечне у тещи с тестем – чтоб не мешались между узлами и мебелью, а я вечером уехал на поезде из Москвы в Краснодар. Всё нормально, семья через неделю воссоединится.

Просыпаюсь утром 19 августа в поезде, и слышу «Лебединое озеро». Ну, умер кто-то. Сейчас объявят. Но время идет, а «Озеро…» всё разливается. Уже по второму кругу пошло. Стало тревожно. И тут объявляют о создании ГКЧП. А я в поезде, дети в Чечне, жена в Твери, и это чертово «Лебединое озеро»… И в поезде всем похердым на этот переворот. Что оставалось делать? Нажраться в ресторане и лечь спать.

Приехал в Краснодар, вышел на работу, а когда увидел трясущихся ГКЧПистов, понял, что Советскому Союзу настал п…ц. Вот что натворил Пётр Ильич, сам того не желая.

Больше того. По сей день не могу простить мелиораторам, что запретили издавать «Советский Спорт», и три дня не получал я новостей о чемпионате мира по легкой атлетике.

Ну и как после всего этого мог я относиться к «Лебединому озеру»?!

Долго еще слышать не мог это «Озеро», видеть не желал и когда случайно где-то раздавались знакомые звуки, немедленно их ликвидировал.

Но время шло, мода на «похороны с Чайковским» и «перевороты под Петра Ильича» умерла вместе с КПСС, и всё понемногу сгладилось.

Тем временем «Лебединое озеро» не давало фигуристам покоя. Кто только не поплавал в нем соло и дуэтами за эти годы… С учетом юниоров/юниорок не менее пяти десятков «лебедей» проплыли по каткам, и мало кто запомнился оригинальностью постановки и музыкальных фрагментов. В основном все катали одно и то же под одно и то же.

В образе лебедей только за последние полтора десятка лет представали перед болельщиками и судьями Оксана Баюл, Мария Бутырская, Сара Хьюз, Шизука Аракава, Саша Коэн, Алиса Чизни, Аделина Сотникова, Ким Юна, Эшли Вагнер, Мао Асада, Саманта Сезарио, Сара Эндрюс, Алексей Урманов, Дайске Такахаси, Юзуру Ханю, Руди Галиндо, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Татьяна Волосожар и Максим Траньков, Елена Ильиных и Никита Кацалапов… И множество других менее известных фигуристов. Если со всех перья ободрать – можно цех по производству одеял-подушек открывать.  

На мой взгляд, интересных программ было немного.

Шизука Аракава катала «Озеро» в современной обработке в короткой программе два сезона, с 2002 по 2004 гг. Хороша не столько программа, сколько музыкальная обработка.

В 2004-м на чемпионате мира в короткой проиграла Саше Коэн, но выиграла произвольную и стала чемпионкой мира. А Саша показала «Озеро» в произвольной, и проиграла. Программы Коэн ставила тогда Татьяна Тарасова.

Шикарную короткую программу в сезоне 2007-2008 гг. показал Дайске Такахаси. И здесь тоже великолепная обработка музыки.

Ким Юна демонстрировала фрагменты «Озера» в показательных в Ванкувере в 2010-м, а Аделина Сотникова на чемпионате Росии в 2011.

Интересно смотрелась и короткая программа 16-летнего Юзуру Ханю в 2011-м – «Озеро» в обработке Икуко Каваи.

Татьяна Волосожар и Максим Траньков выступали с «Лебединым озером» в сезоне 2011-2012 г.

Напомню, что на чемпионате мира они провалили короткую программу и блистательно выступили в произвольной. Но всё же уступили Савченко/Шолковы 0.11 балла.

Наконец, в танцах на льду «Лебединое озеро» принесло в Сочи титул олимпийских чемпионов в командном первенстве и бронзу в личном Елене Ильиных и Никите Кацалапову.

В 2010-м вышел американский фильм ужасов «Чёрный лебедь». Категория – фильм ужасов (У нас – драма, триллер). Ни ужасов, ни драмы, ни триллера. История, как у балерины уехала крыша от счастья, что ей дали партию Одетты, и от страха, что Одетту отберут. Ну и как положено, добавили несколько довольно пошлых эпизодов, к сюжету фильма напрямую не относящихся, но добавляющих кассовых сборов.

После этого фильма Пётр Ильич стал появляться под псевдонимом «Клинт Мэнселл». Спору нет, в фильме есть музыка псевдонима, но катают-то под Чайковского! Для программ берут фрагменты его балета, пусть и с вкраплениями Мэнселла.

Первой забыла настоящего автора Саманта Сезарио. У нее «Black Swan» пошел исключительно в авторстве американца. Спишем на повальную безграмотность североамериканцев? Через несколько лет они будут твёрдо убеждены, что «Лебединое озеро» написал Мэнселл.

В наступившем сезоне двух «лебедей» мы уже увидели, и еще одного увидим.

Алина Загитова в короткой программе на Lombardia Trophy, Чайковский&Мэнселл:

Прекрасная программа, которую девушка понимает и умеет исполнить.

Кэтлин Осмонд автором музыки в своей произвольной программе обозначила Клинта Мэнселла. О Чайковском, похоже, не слышала. Согласно сценарию фильма, «для готовящегося к постановке балета требуется балерина, способная сыграть невинного и хрупкого Белого лебедя, а также темный и чувственный Черный лебедь». Осмонд в своей программе пытается предстать в образе «чувственного Чёрного», и выглядит это… 

Чувственности в ней как в бройлерном гусе, которого она, собственно, и показывает. Об этом бройлере я уже как-то писал, и получил два комментария.

Первый. Лебедь – птица крупная, так что нормально.

Второй. Она не лебедя исполняет, а балерину, мечтющую станцевать лебедя.

По обеим комментариям могу сказать следущее. Да, лебедь – не утка, не гусь. Он хотя и крупней, но намного изящней. И «балерине» типа Осмонд не доверили бы лебедя даже в захудалом провинциальном театре. Те, кто никогда не видел балета «…озеро», будут сравнивать Осмонд с героиней фильма, и сравнение явно не в её пользу. Те же кто балет видел, прекрасно меня поймут. Кто-то всю жизнь мечтал сыграть Белоснежку, но на её параметры и трех гномов не сыскать.

Программы надо ставить с учетом психофизических качеств фигуриста. Осмонд в принципе не способна исполнить эту программу. Не дано. Вот её короткая – отличная, под неё. В том же стиле надо бы и произвольную, но девушку потянуло «не в ту степь». Впрочем, её частенько не туда тянет.

А кто же покажет третий лебединый вариант? А это Анна Погорилая. Пока никто не видел даже фрагментов. Но я боюсь, что и этот «лебедь» окажется не очень… Я не вижу Аню в лебедином образе. Возможно, ошибаюсь.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям