НБА ДеМаркус Казинс
Центровые адаптируются под современный баскетбол.
За последние годы роль центровых в НБА сильно уменьшилась.
Игра говорила сама за себя. В эру маленьких пятерок центровые выглядели обузой:
– они не успевали за высоким темпом.
Слишком много владений, слишком много беготни от кольца до кольца. А против маленьких пятерок, в которых все могут бросить, центровым часто приходилось защищаться на дуге. При обороне периметра зона ответственности больше – это еще больше перемещений, а двигать такое крупное тело всегда труднее, особенно на фоне непрерывного движения от лицевой до лицевой. Из-за того, что центрового вытаскивали на дугу, терялось и преимущество на подборе – тяжело бороться за отскок, стоя на трехочковой линии. Помощи в защите под кольцом не было по той же самой причине.
– они не могли навязать низкий темп, в котором им должно было быть проще.
Чтобы замедлить игру, нужно заставить команду соперника выходить с полноразмерным центровым. То есть необходимо вытаптывать всех, кто ощутимо уступает в габаритах, пусть они убегают от тебя в атаке, но в защите им придется заплатить за это. Однако действительно талантливых «больших», готовых набирать очки в каждой атаке, слишком мало, смоллбольные команды могли просто пренебречь играми с такими соперниками.
Я же не буду ломать свою тактику из-за того, что Драммонд соберет через нас несколько подборов в атаке или Ховард реализует пару неравноценных разменов под кольцом. Это не серьезно.
– они редко могли бросать.
Трехочковые набрали приличную популярность, каждый не бросающий игрок в составе – проблема. И чаще всего бросать не могут именно центровые.
Мало того, что они сами не бросают, так они околачиваются где-то в «краске», а значит и защищающийся против них игрок – тоже. Этот страхующий большой серьезно затрудняет любой проход, что в свою очередь дает возможность обороне не так акцентированно стягивать под кольцо дополнительную подстраховку, а тогда и скинуть из прохода просто некому. Это еще раз бьет по эффективности дальних бросков. То есть центровой в атаке или ставит заслон, или мешается. А ставить заслоны, возвращаясь к первому пункту, тоже весьма энергозатратное занятие.
Посмотрите на четыре лучшие команды прошлого сезона – «Рокетс», «Сперс», «Кливленд» и «Уорриорс» – ни в одной из них не было серьезного пятого номера.
Все их центровые – это люди с ограниченной ролью, им никогда не попасть на Матч звезд, они даже не приблизятся к нему (ладно, Заза в прошлом году приблизился). Ни один центровой этих команд не играл и 30 минут за матч, Тристан бегал около 29, остальные – не больше 25. Потому что центровые были не нужны для успеха, более того, они выглядели помехой. Но в этом году все поменялось. Началась адаптация. Центровые подогнали свои навыки к современным требованиям и нашли способы быть эффективными.
И вот два простых правила, которыми руководствуются современные «большие» сезона-2017/18.
1. Подумай, действительно ли тебе нужно быть под кольцом
Если ответ – нет, то есть целая россыпь возможностей экономить силы и при этом быть более продуктивным. Казинс, Хорфорд, Йокич, младший Газоль, Вучевич, Эмбиид – часто они просто не занимают позицию под кольцом. Потому что им не нужно. И это принципиально иной уровень угрозы по сравнению с центрами эпохи Ховарда, которым нужно либо занимать позицию в глубине, либо ставить заслон, после чего открываться в ту же глубину. Это как сравнить молоток со снайперской винтовкой – в плотной рукопашной шансы примерно равны, но винтовка, мягко говоря, дает вариативность – дистанция поражения больше, и там физические кондиции снайпера (игрока с мячом в пик-н-ролле) уже не играют такой определяющей роли, как в случае человека с молотком. Посмотрите на всех этих Уокеров и Уоллов, использующих своих «больших» в качестве шкафа, им приходится проявлять весь свой талант, чтобы быть эффективными в такой атаке. А теперь посмотрите на Кайри и на то, как легко ему даются эти пик-н-роллы.
«Большой» может поставить заслон на периметре с мячом в руках, и защита окажется перед выбором – дать два неравноценных размена или оставить пространство одному из участников пик-н-ролла. Если центровой с этой позиции может бросить, то такая ситуация смотрится весьма плачевно для обороны.
Маленького оставлять нельзя – он или бросит, или пройдет (страхующего центрового из-под кольца вытянули). Центра, способного попасть трехочковый, тоже не бросишь одного. Если разменяться, то наказать может как бигмэн, так и его партнер по команде. Заступ в данной ситуации невозможен – мяч в руках у «большого», если его опекун выйдет встречать игрока, для которого ставят заслон, то атакующий центр просто пешком пройдет до кольца. Сдваивания умелые центровые тоже щелкают как орешки.
Перемены достаточно ярко подтверждаются статистически.
Если можешь бросать – бросай. Если бросок перекрыли – пасуй. Казинс и Эмбиид прилично прибавили в проценте от общекомандных передач. Газоль, Йокич и Хорфорд изначально были высоко в этом рейтинге, но теперь они отдают свои передачи из других позиций. Раньше было больше касаний мяча на краях штрафной линии, сейчас эта статистика перманентно сокращается и у Эла, и у Марка, и у ДеМаркуса, и у Эмбиида, и у Николы. В прошлом году в сумме они получали в этих точках по 32,8 касания за матч на пятерых. В этом – 23,2. Они не возятся с мячом на средней, они вышли за периметр, освобождая простор для партнеров. И естественно, это дает больше места, даже когда центры без мяча.
Возвращаться в защиту тоже проще, когда ты стартуешь наверху, а не под самым кольцом соперника. В прошлом году «Селтикс» пропускали больше 12 очков в прорывах, в этом – меньше 8. Да, темп у «зеленых» упал, но не настолько (0,2 владения за матч, что, конечно, заметнее на фоне общего ускорения лиги). «Новый Орлеан» пропускал в отрывах по 13,6, теперь – 11,1, «Мемфис» пропускал 14,6, сократили до 10,9, «Наггетс» урезали пропущенные в раннем нападении очки с 14,3 до 10,1 за матч. Про «Орландо» и «Филли» образца прошлого сезона тактично умолчим.
И такая высокая позиция толком даже не мешает бороться за подбор в атаке. Да, защитный центровой ощутимо ближе к кольцу, но все равно очень далеко. В действительности, «Селтикс», «Сиксерс», «Наггетс» и «Пеликанс» даже стали набирать больше очков второго шанса, чем раньше. «Мемфис» пока проваливается, но у них травмирован второй «большой», который может несколько подкорректировать это дело, когда вернется. У «Мэджик» ситуация с очками второго шанса тоже ухудшилась, но это во многом вызвано тем, что ситуация в целом улучшилась: на старте сезона они попадали по 90% с игры, и там просто нечего было подбирать.
Похожее перемещение, но на более низком уровне, произошло и с Драммондом. Андре начал немного высовываться из-под кольца и полностью переродился. Теперь он чаще присутствует на краях зоны, немного разгружая «краску» и выискивая пробегающих мимо партнеров. Тот же самый заслон с мячом в руках весьма эффективен – бросить Драммонд не может, но он уже слишком близко к кольцу. Если оставить такого игрока на периметре, можно успеть восстановить позицию, но если он уже в краске… при этом кому-то все же нужно встречать забегающего под его заслон игрока. «Детройт» потихоньку возвращается в нашу с вами реальность и уже реже бросает со средней, но это все еще важная часть их игры. И новая роль Драммонда все упрощает – процент реализации средних у «Пистонс» поднялся почти на пункт, а количество передач центрового выросло с отметки в районе статистической погрешности до существенных 3,2. Это топ-10 среди центровых.
2. Если все-таки пошел ближе к кольцу, будь агрессивен
Гребаные полурослики пытаются вывести тебя из игры? Заставь их заплатить!
Пока Джордан, Ховард и Драммонд получают все больше касаний мяча в «краске», число пост-апов у этих ребят падает. Им все реже дают потолкаться с мячом в руках. У ДеАндре год назад было больше 5 пост-апов за матч, сейчас – меньше одного, цифры Драммонда сократились с 6,9 до 2,5, и даже Дуайт потихоньку отдает свои «изоляции от мира центровых». А вот умелые центры напротив все чаще используют свои габариты для обыгрыша соперника 1-в-1.
И такой рост логичен. Хорфорд, Эмбиид, Казинс – все они реализуют больше 51% бросков из этих ситуаций, Газоль – 46%, Вучевич – вообще 58%, и только Йокич, все еще не привыкший к контакту, выпадает из концепции. Эти люди вариативны, а значит – непредсказуемы, и поэтому против них так сложно защищаться. Им не обязательно пробираться в глубь «краски» – они могут бросить, не обязательно завершать самим, они видят партнеров. Из своих 8 пост-апов за игру в 3 случаях Казинс отдает передачи. Эмбиид – в четырех. Это не всегда скидки прямо под бросок, но тот же Джоэл только из пост-апа делает почти один ассист за матч.
А вот у Драммонда в пост-апах 28% точных бросков, у Ховарда – меньше 43%, и только Джордан с мелкой выборкой – повторюсь, меньше одного пост-апа за матч – дает 50%. Потому что у них одна опция – толкаться, пока не получится выйти на крюк или данк. Они не могут бросить, не могут отдать пас, даже выход на линию штрафных – так себе опция (тут Драммонд, прибавивший в реализации штрафных, снова выгодно отличается от коллег). Против этого легко защищаться, это предсказуемо. Не хватает сил – придет сдваивание, ведь никто из этих центров не сможет найти открытого партнера. И поэтому их будут использовать в атаке все реже. Ставь заслоны, бегай, подбирай или иди на лавку. Устанешь – у нас еще трое таких же, как ты. Такие игроки сегодня это расходный материал. «Вот граната, а вон танк, пошел!»
Примерно то же самое касается центровых-шутеров – Спэйтс, Фрай. Просто бросать и быть высоким – недостаточно. Это влияние на игру на 10 уровней ниже, когда игрок не может создать для себя бросок, он не навязывает сопернику свой темп – против него может защищаться кто угодно. Какая разница, кто именно стоит рядом с таким шутером на дуге, форвард, центр или защитник? Да, высокий снайпер (по сравнению с обычным вингом-шутером) дает небольшой плюс к подбору, но он мешает бежать, и, как правило, мало чем помогает в защите. Игра меняется, но далеко не факт что в вашу пользу, она просто меняется.
В то же время «большие», которые могут набирать очки, как правило, лишают соперника возможности основательно перейти на игру маленькой пятеркой. Вам нужно держать полноразмерного центра против Казинса или Эмбиида, иначе на вас сбросят полтинник, а будете сдваиваться – соберут трипл-дабл на передачах. И тут круг замыкается. Большинство тех самых полноразмерных «больших» не могут бросать, что очень упрощает работу в защите. Посмотрите, как защищаются Газоль, Казинс или Эмбиид на пик-н-роллах – они не выбрасываются на самый верх, не размениваются, а спокойно встречают игрока с мячом и возвращаются к своему. Они сами создали этот матч-ап, против которого можно защищаться именно так.
***
Конечно, не все центровые смогли адаптироваться, эпоха Ховарда ушла. И он уже никогда не сможет стать центровым, отвечающим современным требованиям. Сегодня голого атлетизма мало, нужна вариативность, нужно умение адаптироваться. Зато те, у кого получилось, теперь могут не просто «выходить в ноль» и не мешать. Они создавают нападение своих команд и по-новому, но все же по-настоящему доминируют. Настолько, что Казинса уже включают в число реальных претендентов на MVP и никто даже не вспоминает про Дэвиса.
Кажется, центровые вернулись.
ТВИТТЕР АВТОРА
Фото: Gettyimages.ru/Mitchell Leff
Источник: