Йохан Кройфф Пеп Гвардиола Карло Маццоне премьер-лига Англия Бавария Манчестер Сити Барселона

Максим Никитин — о Хосепе Гвардиоле с другой стороны

Существует такая заезженная донельзя фраза: у каждой медали — две стороны. И действительно, стороны — две. Так и у человека может быть: два лица, две сущности, две ипостаси. Вот только в память врезается, как правило, лишь самое яркое и запоминающееся. Но ведь это не значит, что яркое и есть самое важное. Быть может, тихое и незаметное как раз и отражает всю личностную суть?

****

Говоря о человеке… хотя стоп. Это не просто человек. Говоря об одном из лучших (а быть может и лучшем) тренере современности, многие забывают, что фамилия Гвардиола — не только фамилия тренера, но фамилия большого футболиста. Футболиста погибшего. Да-да, тренер обязан убить в себе игрока. Хосеп это сделал еще на закате своей спортивной карьеры, доигрывая на плодородных землях Италии, где ему выпала честь делить раздевалку и отдавать передачи на самого Роберто Баджо, а также постигать азы аппенинского футбола под руководством опытнейшего Карло Маццоне, тренерская карьера которого побила многие рекорды продолжительности, остановившись на отметке в 38 лет.

Как Вы уже справедливо догадались, говорить мы будем о Хосепе Гвардиоле. О Гвардиоле-футболисте, без цифр, текущих результатов и продвинутой статистики. Поскольку в середине 90-х — начале 00-х, аббревиатура «XG» была бы воспринята в футбольных кругах как обычный набор букв.

Гвардиола, Кройфф, Стоичков и… перекладина

Известное испанское издание «Marca» как-то разместила на своих страницах любопытную историю. Не такую чудесную, как повесть о Фабрисе Апрюзессе, но весьма занятную. Историю не совсем про Пепа, хотя и его этот исторический кадр не обошел стороной.

Почти гениальный Христо Стоичков, сражавшийся в начале 90-х, в основном, со своей тяжелой натурой и уже во вторую очередь с обороной соперника, как за ним это водится, имел очень натянутые отношения со всеми своими тренерами. В 94-м, когда он выступал за «Барселону», традиционные проблемы с ним имел и Йохан Кройфф. «Летучий голландец» пытался приручить бешеный нрав болгарина, но дикий характер уроженца черноморского побережья сгладить удавалось далеко не всегда.

Как-то раз, дабы укрепить свое влияние на форварда, Йохан заключил с Христо пари. Его суть заключалась в том, чтобы с расстояния в 20 с небольшим метров поразить перекладину ворот, на что каждому «конкурсанту» давалось по 10 попыток. Что стало предметом спора конкретно — неизвестно. Известно лишь, что грозный бомбардир поразил цель два раза, а тренер — семь. Но конкурс получил свое продолжение и на следующий день, когда мяч в руки взял молодой Хосеп… и сделал восемь попаданий в каркас ворот, став итоговым победителем импровизированного мини-турнира. 

Гвардиола старался быть лучшим всегда. Безусловно, Великим футболистом его назвать нельзя. По-настоящему мировую известность он обрел в ранге тренера «блаугранос». Не хочется называть его и выдающимся, поскольку выдающихся футболистов громадное множество. Он — особенный. Особенный для «Барселоны». Хотя для всего остального мира Особенным является другой человек. Тот, что на фото ниже.

Ребенок Каталонии

Ему было пятнадцать, когда «Барселона» в 86-м играла второй полуфинальный матч против шведского «Гётеборга». Скандинавы в ту пору были страсть как хороши и разгромили именитого соперника дома со счетом 3-0. Ответный матч складывался совсем не просто. Отец Маркоса Алонсо по прозвищу «Пичини» сотворил дубль и уже ближе к концу основного времени матча забил свой третий гол, вызвавший невероятные эмоции со стороны публики. Пеп — настоящий сын Каталонии, будучи бол-боем, забывшись от безумного счастья, подбежал к празднующим футболистам и навалился на плечи потных мужиков в сине-гранатовой форме. Радости в тот вечер не было предела, ведь «блаугранос» обыграли неуступчивых северян по пенальти, тем самым водрузив вишенку на торт потрясающего футбольного камбэка. Тем временем, юному Пепу до дебюта за основную команду «Барселоны» оставалось больше четырех лет.

Четыре года спустя, 16 декабря 1990 года Пеп вышел в матче 15-го тура чемпионата Испании против «Кадиса». Он никогда не выделялся особой скоростью движения — за него эту скорость успешно развивал мяч, который благодаря филигранным передачам Пепа, перемещался куда быстрее соперника. Гениальный мыслитель на тяжелых ногах — крайне точное описание игровых характеристик полузащитника. Кроме всего этого, в его арсенале значилось умение грамотно перемещаться на поле и встпуать в отбор. Гвардиола в свое время стал пионером позиции глубинного плеймейкера. Кстати, одним из его последователей можно назвать Андреа Пирло.

«Гвардиола возомнил, что может все». Его сделал Кройфф

Но здесь не стоит думать, что Пеп сделал себя сам м сразу. Ему помогали. Все тот же утонченный Йохан Кройфф. Маэстро игроцкого и тренерского цеха. Они сошлись как рука и поручень, как бензиновый двигатель и моторное масло. В их отношениях не всегда было все гладко, но сам Гвардиола не раз отмечал огромный вклад голландца в свою футбольную судьбу.

«Когда он возглавил «Барселону», она была большим клубом, но не имела никакой особенной футбольной культуры. У нас был аргентинский тренер, и мы играли в аргентинском стиле, потом нас возглавил немец, и мы заиграли по-немецки. Но потом приехал Йохан и сказал: «Мы будем играть так. Семилетние дети заиграли на тренировках в том же стиле, что и основная команда. Он создал нечто из ничего. Я часто навещал Йохана, когда тренировал «Барселону». Я старался всячески следовать его пути в первый год работы, когда мы выиграли абсолютно все», — сказал однажды Хосеп.

Йохан Кройфф, в свою очередь, отмечал, что Гвардиола-футболист был не только не по годам зрел, но и самонадеян. Пепу казалось, что на поле он может делать все, но Йохан в своей книге вспоминает обратное.

«В какой-то момент у меня с ним обозначился конфликт, требовавший оперативного вмешательства. Гвардиола возомнил, что может все, и стал довольно настоятельно претендовать, чтобы ему создавали больше возможностей для прохода к воротам. В чи­стые форварды он не годился, а своевременно возвращаться назад ему не хватало сил. 

Я решился отправить его в резервный состав и посоветовал: «Хочешь забивать – постарайся делать это из-за пределов штрафной площади». И он стал забивать».

Так Кройфф объяснил Пепу его возможности и то, как из этих возможностей получать максимальную прибыль на футбольном поле. Хосеп Гвардиола стал прагматиком, который совершая минимум движений, дирижировал сине-гранатовым оркестром, оставаясь чуть поодаль от эпицентра событий. Таким образом, он всегда находился как бы над происходящим, привыкая наблюдать за игрой со стороны. Именно эта особенность его стиля позволила в последующем так быстро и без потери качества переместиться с зеленого газона на тренерскую скамью. Так называемая карьерная левитация.

О Луише Фигу и каталонских националистах

В 2000-м Луиш Фигу решил порвать все условности и поставил подпись под контрактом с Мадридом. Любимец каталонской публики одним росчерком пера стал изгоем. Луиш попал в огненную лаву фанатской ненависти и провел жирную черту между половинами своей судьбы, но об этом написано уже чересчур много. Я о другом.

Следующее классико на «Камп Ноу» обещало быть для Луиша Фигу самым тяжелым в жизни. И дело не в какой-то фантастической форме каталонцев. Просто когда тебя отправляют прямиком в котел с чертями, это не слишком сильно поднимает настроение. Для Луиша отныне главная арена Каталонии стала настоящим адом. В том матче было принято решение, что португалец не будет подавать угловые — опасно для жизни. Быть может, было бы разумно оставить Луиша в Мадриде, но португалец — человек с характером. Другой бы и не решился на такой отчаянный шаг.

Весь матч прошел под дикий свист трибун и скандирование угроз, главный адресат которых очевиден. Были предприняты беспрецедентные меры безопасности, и это позволило сдержать разъяренную толпу в пределах трибун. Казалось, что абсолютно вся Каталония подвергла обструкции главного футболиста Портгугалии. И именно в такой сложный момент на помощь Луишу пришел капитан «Барселоны». После матча, находясь в центре поля, Пеп тепло обнял своего недавнего партнера, а ныне — ожесточенного врага на футбольном поле, выразив последнему слова поддержки, чем прилюдно показал, что не стоит смешивать спорт и жизнь в столь негативном проявлении. Грамотные и взвешенные решения — отличительная черта Гвардиолы-футболиста.

В 92-м Испания принимала Летние Олимпиский игры. Главным городом соревнований была выбрана Барселона. На тот момент, как это перманентно случается, в Каталонии обострились националистические настроения. Во время финала футбольного турнира против сборной Польши были спланированы масштабные акции протеста, разумеется, в пользу отделения Каталонии от основной Испании. И Гвардиола об этом знал.

Националисты решили усилить психологическое воздействие на население, призвав Пепа, как истинного каталонца и вице-капитана олимпийской сборной Испании, публично обратиться с призывами к революционным действиям. Хосеп поступил крайне мудро и просто обратился с просьбой, дословно: «поддержать команду». Такие слова не вызвали негативного фона, как если бы Гвардиола обратился с просьбой поддержать Испанию, а последовавшая победа в финале и два голевых паса в его исполнении заставили на время забыть о всякого рода возмущениях и до известной степени сплотить государство.

Допинговый скандал в Италии и школа Карлетто Маццоне

В «Брешии», куда Гвардиола перешел «благодаря» самодурству тогдашнего президента «Барселоны» — Жоана Гаспара, как здесь уже упоминалось, Хосеп работал под руководством Карлетто Маццоне. В тот момент, когда каталонец переходил в итальянский клуб, Маццоне уже приобрел на позицию опорного полузащитника Федерико Джунти из «Милана». Таким образом, тренер попал в неловкую ситуацию, став заложником собственного решения о приглашении новичка. Маццоне откровенно сказал экс-футболисту «Милана», что на позиции опорного видит Пепа, но никак не мог предугадать этого перехода заранее и действительно не планировал появления каталонца в команде, на что Джунти ответил: «окей, я согласен, Хосеп будет куда полезнее на этой позиции, нежели я». Карло много раз рассказывал, что был весьма удивлен и обрадован такой реакции со стороны полузащитника. Старый лис был так доволен, что в порыве вдохновения даже сумел каким-то образом совместить их вместе на футбольном поле.

Маццоне всегда удивлялся тому факту, что в раздевалке Пеп — самый тихий ее обитатель, но, выходя на поле, он превращается в настоящего диктатора, швыряющего указания по всей площади зеленого газона. Ни дать ни взять тренерская сущность неудержимо рвалась наружу.

Но до начала тренерского пути случилось еще одно происшествие.

В 2001-м Пепу сильно не повезло и ему «впаяли» 4-х месячную дисквалификацию за применение допинга. Каталонец клялся своему алленаторе, что не употреблял запрещенных препаратов и знать ничего не знает ни о каком допинге. Тогда маститый тренер решил, что человеку из другой страны будет очень неловко в одиночестве выступать перед национальным антидопинговым комитетом Италии, кроме того, он действительно не верил в эти басни и решил поехать вместе с Гвардиолой в Рим, дабы высказать свои соображения членам комиссии и поддержать игрока. Для Гвардиолы тот шаг Маццоне остался в памяти на всю жизнь. Так он понял, что необходимо защищать своих футболистов с первой и до последней минуты пребывания в должности наставника клуба. 

Привязанность Хосепа к своему итальнскому наставнику подтверждается и тем фактом, что в преддверии финала 2009 года, в котором сошлись «Барселона» и «Манчестер Юнайтед», Хосеп позвонил Карло и попросил приехать на «Стадио Олимпико» в Рим, сказав, что будет чувствовать себя увереннее в присутствии Маццоне и уже взял для него билеты на матч. Так, спустя 8 лет, Маццоне снова оказался рядом с Гвардиолой в трудный момент на просторах Вечного города, но уже по инициативе последнего.

«Что за глупости! Скажи ему, что он – ужасный тренер! Он должен думать только об игре и ни о чем больше! Заниматься билетами, когда нужно сосредоточиться на предстоящем матче…», — ворчал Карлетто Маццоне после того как узнал, что Гвардиола позаботился о билетах для него и его друга. 

В том финале «Барселона» Гвардиолы не оставила шансов «Манчестер Юнайтед» сэра Алекса, и Карлес Пуйоль вскинул Кубок над головой. Гвардиола вошел в когорту великих, сумевших выиграть главный клубный турнир Старого Света в качестве игрока и в качестве тренера. «Барселона» же приобрела третий по счету трофей Лиги Чемпионов и нового весьма почтенного поклонника, а на стене комнаты Карло Маццоне обнаружился новый сине-гранатовый шарфик с надписью «Barcelona».

Гвардиола стал Великим тренером, имя которого попадет в историю спорта, но именно для «Барселоны» он был и остается Особенным игроком. Человеком, ставшим частью команды, определившей сине-гранатовый стиль на долгие-долгие годы вперед.

****

Широкими словесными мазками рисуя портрет Гвардиолы и складывая отдельные моменты его игроцкого прошлого в единую картину, мне пришла на ум мысль, быть может крамольная, но тем не менее.

Гвардиола — искусный художник, талантливый созерцатель и настоящий фанат своего дела. Его натура состоит из многих: есть в нем и голландское стремление к тотальному футболу, взятое от Кройффа, и итальянское влечение к изысканности от Маццоне, и немного безумия от Марсело Бьелсы, есть и еще много чего, о чем мы можем только догадываться, но догадаемся ли?

Его команды выступают ведь именно в таком стиле: тотальное превосходство (непрерывный контроль мяча и моментальный отбор при потере), изысканность (изящные комбинации) и щепотка безумия (перевод игроков на несвойственные позиции, остроатакующая манера игры с предельно высокой линией защиты). 

Одно понятно точно. Гвардиола-тренер и Гвардиола-футболист — части одного целого, которые неразрывно друг с другом связаны. Именно поэтому, говоря о Гвардиоле-тренере, Вы можете видеть лишь одну сторону медали, не замечая другой. Чтобы осознать некоторые его решения, нужно понимать всю суть Хосепа, его историю, которая началась далеко не в 2009 году и которую мы постарались рассказать в этом весьма скромном материале, сквозь призму своего восприятия футбольной карьеры маэстро. 

В тексте использованы материалы автобиографии Йохана Кройффа и Карло Маццоне.

Фото: Gettyimage/Cristophe Simon/Bob Thomas/Grazia Neri; Marca; Dailymotion

Подписывайтесь на наш блог, впереди еще много интересного!

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям