Манчестер Юнайтед Оуэн Харгривз Бавария Манчестер Сити

Максим Никитин — о самом необычном английском футболисте

Как правило, британцы весьма паршиво приспосабливаются к жизни за пределами острова. Особенно, если этот британец — профессиональный футболист. Но что если ты этнический англичанин, родившийся в Калгари, проживающий в Мюнхене и выступающий за сборную Англии, не сыграв при этом ни одного матча в Премьер-Лиге? Действуют ли на тебя эти правила? 

Оуэн Харгривз — поистине уникальный человек. В его послужном списке значатся лишь три клуба: «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити» и мюнхенская «Бавария». Он действительно родился в Канаде, где футбол развит примерно так же, как в нашей стране бейсбол или крикет. Тем удивительнее, что он сумел заиграть на столь высоком уровне. Тренеры «Баварии» просто не могли оставить без внимания кудрявого англичанина, вычищающего центр поля, словно опытная домохозяйка газовую плиту. 

Маргарет и Коллин Харгривз — иммигранты из Великобритании, переехали за океан в начале 1980-х. Таким образом, их ребёнок получил двойное гражданство — канадское и английское. Футболом он начал заниматься в местном клубе «Калгари Футхиллс», где постигал азы спорта номер один на протяжении трёх лет. Впрочем, была у Харгривза еще одна страсть, и это, разумеется, хоккей. Какой мальчишка в стране «кленовых листьев» не хотел быть похожим на Уэйна Гретцки и выступать за «Эдмонтон Ойлерз», заколачивая тонны шайб в ворота соперников? Но Оуэн все-таки свернул с этой дорожки, пусть и в достаточно позднем возрасте. Ему было 13, когда его мысли наконец-то целиком и полностью связались с футболом. Быть может, сыграли гены отца, который в свое время немного попылил за «Болтон» и пару клубов канадской лиги.

Конечно, в Канаде на тот момент не было баварских скаутов, но Оуэну сильно повезло. Тренер его детской команды долгое время жил в ГДР и мечтал побывать в Канаде. После падения берлинской стены он, не долго думая, рванул за океан, где и остался на постоянное место жительства. Встретив Оуэна, тренер сразу же решил, что юноша — настоящий талант и повез его, предварительно довоговорившись, на просмотр в три немецких клуба: «Баварию», «Байер» и «Кельн». Первая остановка была сделана в Мюнхене, где Харгривза рекрутировали в ряды баварцев. Стоит ли упоминать, что до Леверкузена он так и не доехал?

«Футбол в Канаде – не самая популярная забава. Но в него играли мой отец и брат, и я, разумеется, не мог остаться в стороне. Игра сразу пришлась по вкусу, и вскоре я уже был заядлым футбольным фанатом. Помню, как в детстве приходилось вставать в семь утра из-за разницы во времени, чтобы посмотреть какой ни будь матч Премьер-Лиги. Моим любимцем был Стив Макманеман», — писал в своем личном блоге Оуэн.

Юноша пришёлся ко двору и подписал с немецким клубом долгосрочный контракт. Англичанин прошёл в «Баварии» все ступеньки, начиная с юношеской команды, с которой он добрался до финала молодёжного первенства Германии в 1998 году, где мюнхенцы уступили дортмундской «Боруссии» по пенальти. Потом была любительская команда «Баварии», а во взрослой Оуэн дебютировал в августе 2000 года. С каждым месяцем англичанин всё чаще и чаще попадал в стартовый состав баварцев, и первый же сезон Харгривза в большом футболе стал для него триумфальным.

Он ошеломил своими действиями весь футбольный мир, когда в полуфинале Лиги Чемпионов сезона 2000/2001 перекусил, казалось бы, забетонированный центр полузащиты мадридцев, целиком и полностью сложенный из звезд. В тот майский вечер Олимпийский стадион Мюнхена увидел восходящую звезду, который вдохновенно действовал против своего кумира — Стива Макманемана, а так же не менее именитых Клода Макелеле и Ивана Эльгеры.

В финале турнира того же года был великолепный матч с «Валенсией», где обе команды виртуозно играли на струнах нервов своих болельщиков, с переменным успехом забивая пенальти, как в основное время, так и в серии послематчевых одиннадцатиметровых ударов. В итоге, Пеллегрино решающим ударом не сумел пробить Оливера Кана, и Оуэн Харгривз вместе с партнерами побежал обнимать харизматичного кипера, а чуть позже поднял над головой Кубок Лиги Чемпионов, став вторым англичанином, сумевшим взять главный европейский клубный трофей с неанглийской командой. А первый в этом списке — Стив Макманеман.

К слову, это был еще и дебютный сезон Харгривза во взрослом футболе. Далеко не каждому удается с ходу выиграть столь значимый кубок, да еще и с командой, которая не знала побед (в этом турнире) на протяжении четверти века.

Тренеры перемещали Харгривза словно шашечную дамку, закрывая любые позиции в центре и даже на фланге обороны. Сам футболист в своем блоге пояснил следующее:

«Предпочитаю действовать на позиции опорного полузащитника. Именно в этой роли чувствую себя наиболее комфортно. Опорника я играл и в детских командах, и в дубле «Баварии». Мне очень нравится разрушать атаки соперника и тут же начинать ответные действия своей дружины – будь то мюнхенский клуб или сборная. Считаю, что именно в этой ипостаси могу принести максимальную пользу. Правда, частенько тренеры используют меня на других позициях, например в защите. Но им, как говорится, виднее».

Если в футболе кумиром для Харгривза стал Макманеман, то в баскетболе, которым Оуэн всегда увлекался, — его Воздушество Майкл Джордан. С этим увлечением сочетается номер 23 на футболке Харгривза, который он взял по примеру Великого игрока NBA. Позже, когда звезда Майкла сошла с небосклона, его место в списке кумиров занял канадец Стив Нэш, но номер Оуэн менять не стал.

И, быть может, самый неанглийский англичанин стал бы куда более известным футболистом, если бы не ужасная подверженность травмам. Есть такой тип игроков, которых они преследуют, словно грязь носы ботинок в самый разгар осени. К этим самым неудачливым стоит приписать и Харгривза.

В разное время Оуэн получил разрыв мышцы бедра, разрыв мышцы голени, а также травмировал приводящую мышцу. Но как показало время, это были лишь цветочки.

В 2006 году Харгривз сломал ногу и пропустил большую часть сезона. Оуэн успел восстановиться лишь к матчу 1/8 финала Лиги чемпионов против «Реала». Мюнхенцы прошли «сливочных», однако уже в следующем раунде проиграли «Милану».

К тому моменту легендарный Рой Кин уже завершил игровую карьеру и сэру Алексу был очень нужен такой опорный, как Харгривз. Понятно, что с учетом подверженности травмам, его трансфер являлся определенным риском — за двадцать пять миллионов долларов наполнить лазарет постоянным клиентом. В итоге переход состоялся в 2007 году. Оуэн, наконец-то, перебрался на Туманный Альбион, как и подобает правильному британцу.

Свен-Йоран Эрикссон одобрил переход и назвал сумму трансфера вполне обоснованной:

«Цены на футбольном трансферном рынке могут быть сумасшедшие. Но если кто и стоит 20 миллионов фунтов, то это он. Он уже хорош, а будет становиться всё лучше и лучше, так что его цена может повыситься, он еще достаточно молод. Люди его критиковали, но я всегда в него верил».

Однако до дебюта в Премьер-Лиге он уже сыграл на двух крупных международных турнирах. Хотя немногие знают, что Оуэн мог выступать под знаменами Уэльса, откуда родом его мать. Он даже сыграл несколько матчей за молодежную сборную, но до выступлений на взрослом уровне дело не дошло.

На Чемпионате Мира в Корее и Японии запала Харгривза хватило лишь на пару игр группового этапа, после чего его футбольная деятельность на этом Мундиале прекратилась из-за очередной травмы. А вот в 2006 году на Чемпионате Мира в Германии его выступление вышло куда лучше — он сумел избежать травм и был признан лучшим игроком турнира в составе сборной Англии.  При этом оказавшись единственным человеком, сумевшим пробить с одиннадцатиметрового, злого гения пенальтистов — португальца Рикарду. И это при живых Джеррарде и Лэмпарде.

Но теперь вернемся к клубным делам. Харгривз быстро адаптировался в стане «манкунианцев» и стал твердым игроком основы, в первом сезоне проведя более 30 матчей во всех турнирах за «Красных дьяволов». Его дебютный сезон в клубе снова ознаменовался победой в Лиге Чемпионов и тоже по итогам послематчевой серии пенальти. На этот раз удар парировал великолепный ван дер Сар, выловивший мяч в том же углу, что и 7 лет назад Оливер Кан. Казалось, что это только начало. И это было действительно так. Начало конца.

В начале следующего сезона Харгривза забеспокоило колено. Повреждение оказалось серьёзным. 10 ноября Оуэну была сделана операция на правое колено, а в январе 2009 года — на левое. Операции оказались очень сложными. На восстановление игроку потребовался не один месяц. Таким образом, Харгривз пропустил остаток сезона-2008/2009, а также почти весь сезон-2009/2010. И лишь в матче 37-го тура премьер-лиги против «Сандерленда» англичанин вернулся на поле.

Впрочем, и это возвращение в футбол получилось совсем не долгим. Следующий сезон получился не лучше предыдущего. В первом же матче в основном составе Оуэн получил новую травму. Подколенное сухожилие снова давало о себе знать. Игроку вновь предстояло длительное лечение, и, видимо, это его в известной степени надломило. Харгривз пытался доказать, что медицинская служба «Манчестера» поставила неверный диагноз и использует недопустимые методы лечения.

Оуэн утверждал, что «Манчестер Юнайтед» попросту тормозил его профессиональную карьеру путем неправильного лечения хронических травм, тем самым заставляя англичанина сомневаться в возможности играть в футбол так, как он делал это раньше.

Говоря о своей травме на «Олд Траффорд», Харгривз отмечал, что медицинский штаб клуба решил провести ему курс инъекций в больное колено, после которых ему становилось только хуже. Медицинский штаб, в свою очередь заявил, что футболист неправильно обращался с травмированным коленом, что и приводило к рецидиву.

«Я был для них своего рода подопытным кроликом!» — не соглашался Харгривз.

Таким образом, спустя несколько месяцев, случился его трансфер в «Манчестер Сити», который только начинал строительство команды-мечты. Переход Харгривза рассматривался не только как имиджевый ход, но и приобретение опытного футболиста в центр поля, который мог бы заткнуть проблемные позиции, в случае отсутствия игроков основного состава. Кроме этого, боссы «горожан» не забыли потрясающую тенденцию Харгривза, который в дебютном сезоне всегда исправно приносил своей команде кубок Лиги Чемпионов. Но этого не произошло, а через год Харгривз снова оказался на рынке свободных агентов. В том сезоне за вторую команду Манчестера ему удалось провести лишь четыре матча. 

Потренировавшись с КПР, и не подписав с лондонцами контракт, Харгривз перестал мечтать о продолжении игровой карьеры. Ему стало понятно, что тело больше не сможет исполнять его желания на поле, не испытывая при этом мученические физиеские страдания. 15 июня 2012 в возрасте 31 года Харгривз выбросил ключ от шкафчика со спортивной формы в реку. 

«В последние 4-5 лет моя ситуация очень изменилась. Нужно быть реалистом. Я хотел бы продолжать играть, но думаю, что нужно уступить дорогу молодому поколению. Пока я еще не решил чем займусь. Надо подождать, посмотреть».

****

Такие футболисты всегда оставляют за собой чувство недосказанности, как оборванный полет стрелы или звук недоигранной мелодии. Себастьян Дайслер, Майкл Оуэн, Джонатан Вудгейт, Марат Измайлов, даже бразилец Роналдо, который несмотря на свои достижения, не сумел и на 60% реализовать свой неверотяный потенциал, все они — преждевременно завершили карьеру или же не показывали лучшей игры в связи с хроническими проблемами со здоровьем. Болельщики вспоминают о них с особой теплотой, но все же с толикой грусти и ностальгии, словно вызывая из памяти истории своих нереализованных планов и упущенных возможностей. К сожалению, Харгривз — настоящий пионер этой категории игроков, но, к счастью, по сей день радует любителей футбола своими яркими высказываниями на телевидении, где исправно несет службу на британском канале BT Sport. Он частенько производит на свет достаточно спорные и неоднозначные суждения, которые тревожат умы футбольного сообщества. К примеру, вот его высказывания относительно Матса Хуммельса: 

«Хуммельс великолепно, просто шикарно обращается с мячом, он может отдавать блистательные передачи. Но он не может играть в защите, он слишком медленный.

На месте «Манчестер Юнайтед» я бы хотел видеть в своём составе нового Видича или Компани. Хуммельс — отличный футболист, но «МЮ» нужен физически крепкий игрок, который будет защищать ворота. Матс — капитан дортмундской «Боруссии», которая занимает последнее место в Бундеслиге. Подходит ли такой игрок «МЮ»? Я в этом не уверен».

Кроме всего этого, одному из самых талантливых футболистов Англии последних лет, сегодня исполняется 37. Редакция нашего блога от души поздравляет Оуэна и желает удачи во внефутбольной жизни! Пускай все неудачи останутся в прошлом, а впереди ждут только счастливые моменты. Он этого действительно достоин.

Фото: Gettyimage/Shaun Botterill/Mike Hewit/Alex Livesay; The Telegraph; Официальный сайт «Манчестер Юнайтед» 

Подписывайтесь на наш блог! Впереди много интересного!

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям