Айзейя Томас Кайри Ирвинг Крис Пол Гордон Хэйворд Голден Стэйт Бостон Кевин Дюрэнт Кливленд

Оригинал: «Does Loyalty in the NBA Still Exist?» / Kevin O’Konnor, The Ringer

Обмен между Кэвс и Селтикс подчеркнул желание как игроков, так и фронт-офисов команд нарушить статус-кво во время этого беспокойного лета. Это не плохо и не хорошо – это просто реальность высококонкурентного ландшафта лиги.

Разве лето 2017 в НБА не говорит о том, что лояльность в спорте – чистая фикция? Крис Пол покинул Лос-Анджелес. Пол Джордж форсировал свой уход из Индианы. Чикаго обменяли Джимми Батлера (во много неожиданно для него самого). Гордон Хейворд бросил Юту. Кайри Ирвинг ушел от самого Леброна Джеймса. Cелтикс шокировали Айзею Томаса. Игроки, которые становятся все более влиятельными, когда дело доходит до их собственного бренда, краткосрочных сделок и постоянных спекуляций, а также здравомыслящие руководители клубов, ставящие во главу угла долгосрочное планирование, окончательно выбросили на свалку наше представление как о лояльности клуба к игроку, так и о лояльности игрока к клубу. Все, что, как нам казалось, мы знаем о спорте, говорит о том, что Ирвинг должен хотеть остаться в Кливленде, а Бостон должен хотеть оставить Томаса – но все произошло ровно наоборот.

«Свобода – не в отсутствии обязательств, а в возможности выбирать – перед кем лучше всего эти обязательства нести», — написал в своем романе «Заир» бразильский писатель Пауло Коэльо в 2005 году. Данная концепция свободы является превалирующей в текущей деятельности баскетбольных организаций. Но в тех редких случаях, когда игроки являются свободными агентами (такими как Хейворд или Дюрант) или имеют достаточный статус для самостоятельного планирования своей судьбы (например, Джордж или Ирвинг), болельщики зачастую яростно осуждают их решение воспользоваться правом покинуть команду. После того как Томас был обменян, Кэрон Батлер и Рэй Аллен обратились к общественности через Instagram, чтобы заявить об осознанном лицемерии: когда игроки «не лояльны» к своим командам, то это вызывает бурю негодования, но аналогичная реакция отсутствует в случае, когда, например, команда обменивает игрока, который вышел на игру через 2 дня после смерти сестры, параллельно восстанавливаясь после стоматологических операций и борясь с болезненной травмой тазобедренного сустава. Самого Аллена, покинувшего Селтикс в 2012 году, через месяц после того как Майами победил Бостон в финале Восточной Конференции, болельщики прозвали «Judas Shuttlesworth». Он написал в Instagram: если это просто бизнес, когда команды избавляются от игроков, то тогда не должно быть никакой разницы, когда игроки поступают точно также.

Руководители и агенты, с которыми я общался, согласны с этим утверждением; «каждая команда функционирует и мыслит практически точно также, как и любой в мире бизнес-проект», — сказал один агент НБА, захотевший остаться анонимным. Решение Кевина Дюранта покинуть Тандер и перейти в Уорриорс породило известный мем «MyNextChapter» и оставило ощущение, что игрок просто выбрал легкий путь. В конце августа Дюрант пришел на запись подкаста к Биллу Симмонсу и сказал: «Многие годы парней вообще обменивали буквально во время их сна и в конце концов они оставались в пролете. Да, иногда некоторые ребята, наоборот, сами трахают организации. Но здесь нет лояльности. Это бизнес, в котором крутятся большие деньги».

Вы можете чувствовать себя как угодно, когда вашего любимого игрока обменивают или он сам уходит куда-то еще. Диапазон эмоций, которые мы все испытываем во время просмотра, разговора и размышления о наших любимых командах – это то, что подпитывает нашу любовь к игре. Но вместе с тем, НБА эволюционирует и растет, внося изменения в наши ожидания от команд и игроков, и в то, как мы реагируем на их выбор.

Одна из основных реакций на решение Ирвинга просить обмен из Кавальерс звучала так: «Почему он хочет уйти от одного из величайших игроков всех времен? Он не хочет побеждать?» Я прочитал много подобных сообщений на Reddit – разные представители НБА в общении со мной выражали такое же мнение. На пресс-конференции, посвященной представлению Ирвинга в качестве игрока Бостона, Кайри сказал, что его решение было основано на желании сделать то, что лучше именно для него самого, «что позволит найти наиболее благоприятное окружение для реализации собственного потенциала». И единственным способом расти оказался побег от давлеющей тени Леброна Джеймса. Но ведь сам Леброн – и есть тот, кто первым заложил этот путь для Ирвинга и других игроков, решивших взять судьбу в свои руки этим летом.

Ирвинг и Джеймс были гостями 12 эпизода подкаста Ричарда Джефферсона и Ченнинга Фрая – «Road Trippin’ With RJ & Channing». В этом эпизоде Ирвинг спрашивает Леброна, читал ли тот «Алхимика» (самый известный роман Пауло Коэльо), а затем просит его поделиться выводами, которые Джеймс вынес для себя после прочтения этой книги. Отвечая на этот вопрос, Джеймс начал говорить о расширении прав и возможностей личности, необходимости наличия собственного видения и его преследования. Именно это фактически и сделал Кайри: уже потом в своем видеообращении к болельщикам Кэвс он сказал, что настал правильный момент, из которого он хотел выжать максимум, чтобы «достичь того, о чем мечтал еще будучи ребенком».

Крис Пол также выбрал личное развитие. Как и Джордж. Как и Хэйворд. Проявления нелояльности должны перестать быть исключениями, они должны быть ожидаемы. Лояльность – это улица с двусторонним движением, где игроки и команды имеют одинаковые водительские права. Именно к этому заключению я пришел, наблюдая за тем, что происходило последние 10 лет или около того. Команды постоянно наносят удары в спину игрокам. Игроки делают то же самое. Это реальность: частота, с которой это происходит, не должна заставлять безоговорочно мириться с этим, но по крайней мере уровень удивления и негодования общественности в таких ситуациях должен быть меньше. Дюрант в подкасте Билла Симмонса отмечает, что он по-прежнему сохранил хорошие отношения с определенными людьми в организации, но не с самой организацией: сложно сохранять лояльность по отношению к тому, что по своей природе является чем-то крайне изменчивым.

Команды пробуждают в болельщиках те же самые эмоции, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни: радость, злость, разочарование. Но есть причина, по которой преданность к команде не истекает после обмена или ухода того или иного игрока. Это цикличность. Как победы, так и поражения открывают новые возможности. Поэтому для спортивных болельщиков лучше всего формировать свое отношение к игроку, зная, что это не будет длиться вечно. Либо из-за выбора самого игрока, либо – команды.

Очевидно, что работа во фронт-офисе требует определенной степени бессерднечности. Чикаго, Бостон и Хьюстон видоизменили свои ростеры в это межсезонье после ряда неожиданных сделок. Даже учитывая то, что мне не нравится компенсация, которую получили Буллс за Батлера, я считаю, что его обмен был правильным решением. Хьюстон и Бостон определенно стали сильнее, по крайней мере на бумаге. Очевидно, что вы бы назвали Дэрила Мори и Денни Эйнджа не такими уж хорошими генеральными менеджерами, если бы их бизнес-модель основывалась только на лояльности.

Прошло всего лишь 4 года с лета 2013 года, когда Эйндж обменял двух легенд Бостона, Пола Пирса и Кевина Гарнетта, на кучу пиков Бруклина и несколько ролевых игроков. Я помню, как мой босс, ярый фанат Селтикс (Билл Симмонс – прим.), был против этого трейда, как и многие другие болельщики Бостона. Тогда казалось логичным продлить контракт с Пирсом после стольких лет, проведенных в зеленой форме, и дать ему возможность провести остаток карьеры в команде. Но Бостон сделал ставку на будущее. Никто не мог предположить, что сделка приведет к таким последствиям: Нэтс пошли на дно, Селтикс же на подъеме. Таков расклад на сегодняшний день.

Длинная цепочка трейдов Бостона, начавшаяся в 2013 году, в итоге позволила Эйнджу привести в клуб Ирвинга в обмен на пик 1 раунда Нетс 2018 года и пик 2 раунда 2020 года, Джей Краудера, Анте Жижича и, конечно же, Айзею Томаса, ставшего в течение прошлого сезона кумиром болельщиков. Он буквально покорил город после того, как набрал 53 очка в матче плйэ-офф. «Я всегда мечтал о таких моментах», — сказал Томас после игры. «Именно здесь рождались легенды. И однажды я хочу стать одной из них». И Томас сделал это, а его любовь к фанатам не была безответной. Но для того чтобы достичь конечной цели – победы в чемпионате, организации пришлось проигнорировать эти чувства. Томас был готов связать себя с командой и городом надолго, намекая на долгосрочный и максимальный контракт сланцами с инкассаторской машиной и банкнотами. Но Дэнни Эйндж не посчитал это целесообразным. В конечном счете, ему удалось получить Айзею Томаса вместо Маркуса Торнтона, а Кайри Ирвинга вместо Айзеи Томаса. Для того чтобы систематически улучшать свои активы, вы не можете позволить привязанности быть ключевым элементом в системе принятия решений.

«Думаю, вы догадываетесь, каким сложным должен был быть этот разговор как для Айзеи, так и для меня», — сказал Эйндж после обмена. «Он провел восхитительный сезон и вдохновил нас всех – весь город, каждый человек в котором влюбился в него. Было крайне сложно принять это решение».

Один из агентов написал мне в сообщении: «Денни обменяет и своего сына Остина (работающего в структуре клуба на должности director of player personnel – прим.), если это будет необходимо». И я верю в это. Селтикс только что выиграли 53 игры, получив первый посев в плэй-офф, и дошли до финала Восточной конференции. Теперь из того состава у них осталось по большому счету 4 игрока: Эл Хорфорд, Маркус Смарт, Джалейн Браун и Терри Розир. Сколько спортивных организаций пошли бы на то, чтобы избавиться от значительной части текущего состава, только что добившегося такого результата? Довольно легко сохранять статус-кво, когда все идет хорошо. Многие команды были бы вполне довольны, ежегодно участвуя в плэй-офф, выходя туда, например, с 6 места. Но не Бостон Селтикс и Денни Эйндж в частности, которые сделали правильный для себя выбор. Команда была хороша и состояла из настоящих трудяг, где-то даже прыгнувших выше головы, но эта команда была недостаточно хороша, чтобы завоевать заветные перстни.

В то же время, болельщикам становится сложно любить свою команду, осознавая, что в независимости от того насколько сильна эта любовь, игрок, определяющий команду, может быть убран из нее в любой момент. Перефразируя слова Мори в июньском интервью ESPN, когда непобедимые Уорриорз показали всей лиге неравенство шансов, ты должен повысить свой «уровень риска и стать более агрессивным». Команды, чьи владельцы и фронт-офисы допускают это и готовы к такой политике, будут процветать в новую эру баскетбола.

Игрокам и генеральным менеджерам нелегко делать подобный выбор. В современной НБА по большому счету неважно, насколько хороша твоя команда, потому что всегда найдется тот, кто скажет «они по-прежнему не смогут победить Уорриорз». Может быть это правда. Но команды не отступают. Мори уже выразил мнение, что не считает Голден Стейт непобедимыми. Другие руководители, с которыми я общался этим летом, считают, что Сперс превратили бы жизнь будущих чемпионов в настоящий ад, если бы Кавай Ленард не получил травму во время той серии.

Похожие мысли озвучил и Эйндж в июле 2016 года, после того как Дюрант подписал контракт с Голден Стейт. «Слушайте, у них выдающаяся команда. Никто не может отрицать то количество таланта, которое у них есть, — говорит Эйндж. «Но мы не собираемся просто лечь и умереть, я вам это гарантирую». Селтикс и Рокетс проявили настойчивость. Они продвинулись вперед, пытаясь превратить свои команды в достойных соперников для Уорриорз. В это же время некоторые баскетболисты, такие как Ирвинг, Джордж, Хейворд и Пол, в свою очередь, сделали то же, что сделал раньше Леброн и сделает снова следующим летом. Все эти люди не беспокоятся о том, что говорят другие и как воспринимаются их решения – в конце концов, все это просто болтовня.

После беспокойства о том, как обмен Ирвинга будет оцениваться с учетом травмы Томаса, можно сказать, что владелец Кэвс Дэн Гилберт взял пример с Бостона, все же решившись на эту сделку. Посколько Кэвс готовятся входить в пост-леброновскую эпоху, они должны придерживаться плана, основанного на перспективном мышлении. Даже если это означает сжечь мосты с Леброном здесь и сейчас, это может привести к чему-то особенному в будущем.

Баскетбол постоянно меняется и эта реальность иногда может быть жестокой. Болельщикам Юты было тяжело смириться с потерей Хэйворда, как и болельщикам Чикаго с потерей Батлера. Но тем не менее всегда появляются новые кумиры фанатов, ожидающие своего часа. И они тоже рано или поздно либо сами оставят команду, либо будут вынуждены покинуть ее. Таков бизнес; такова жизнь.

Фото: Espn.com / Gettyimages.ru / Flickr.com

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям