Денис Глушаков Дмитрий Аленичев Валерий Карпин Спартак Массимо Каррера Роман Зобнин Леонид Федун Премьер-лига Россия премьер-лига Англия

Все лгут. Все говорят только то, что им выгодно. Людям свойственно фильтровать мысли и чувства. Но фильтровать эмоции им неподвластно. Эмоции бывают разными – гнев, ярость, зависть, досада, восхищение, восторг, радость, стыд, изумление, любопытство…

Спартак – чемпион, и с этим надо что-то делать, с этим надо как-то жить. Хотя начиналось всё очень непросто.

После прошлого сезона начальство, явно недовольное качеством игры и достигнутыми результатами, заняло выжидательную позицию. Аленичев остался еще на сезон, но умудрился завалить операцию по удалению кипрского прыщика. Конечно, вся орда его поклонников во главе с ветеранами Спартака грудью встала на защиту своего светоча, но Федун в кои-то веки решил гнуть свою линию. Хотя недавно в интервью СЭ признал, что именно из-за болельщиков пошел на неугодное решение – вернуть Аленичева в клуб.

Начались заигрывания с Бердыевым, а ведь он ярый приверженец народной медицины, вместо классического скальпеля использует помёт туркменской овчарки, МРТ ему заменяют каменные чётки, да и команда врачей у него своя. Федун только утвердил бюджет, купил Фернандо, вывез из ФНЛ Романа Зобнина и Андрея Ещенко. А тут ему говорят, что с таким составом только на даче огород копать. Купить надо Нобоа, Азмуна, Наваса, Калачева и Бухарова. Фернандо вернуть в Италию, а вместо него срочно взять Диарра – того самого, кого просил купить Унаи Эмери в свое время.

Естественно главврач нашептал, что это слишком дорого и главный спонсор больницы включил заднюю. Под танки бросили Массимо Карреру в надежде, что итальянец по-крайней мере не провалится ниже прошлогодних показателей.

Это сейчас все вдруг стали умными и открыли в себе пророческий дар. Федун вспомнил, что фамилию Карреры упоминали, когда вели переговоры с Антонио Конте, за последние 15 лет упоминали имена всех тренеров из википедии, даже из Мозамбика и Северной Кореи. Футболисты отметили, что шары у итальянца ого-го. Правда, откуда они могли это знать? Ветераны Спартака погнали – непонятно во что играет Каррера, не то, нет стеночек, не знаем такого тренера, скучные один ноль… и прочая ересь.

А ведь был очень непростой период в этом сезоне, когда команда забуксовала, вылетела из Кубка, проиграла дома Уфе, потом вчистую уступила в Питере с судейским скандалом, потом с таким же скандалом переиграла Ростов и вышла на дерби против ЦСКА в непонятном состоянии. Не так много фанатов Спартака верили в убедительную победу над историческим соперником, что называется за явным преимуществом.

Встряхнуть команду посреди сезона для Федуна раз плюнуть. Впервые он решил встряхнуть своих работников уже после первого тура. Эмоциональное состояние у красно-белой бригады врачей было не лучше, чем у обычных пациентов скорой помощи. Но в кратчайшие сроки Дон Массимо навел порядок в коллективе, никаких разборок, никаких публичных обвинений, никаких наездов на судей – только анализ собственных ошибок, он сделал то, что не получалось до этого сезона ни у кого из его предшественников – Спартак реально стал семьей. Сила семьи, помноженная на силу традиций, силу воли и силу духа, дала в итоге нужный результат. А когда спали оковы психологического груза, команда подарила спектакль в отчетном туре против Терека. Оказывается, парни могут забивать больше одного мяча, и им это нравится!

Но ведь были и разгромы от Самары и Ростова, был очень непростой матч против Оренбурга дома. После победы над ЦСКА был очень муторный матч против томских школьников. Поводов для нервного срыва у Дона Массимо было хоть отбавляй. И если предшественники не справлялись с собственными эмоциями, Каррера смог удержать в руках себя и не дал своим игрокам растерять нужный настрой. 

Черчесов в свое время публично выпорол Титова и Калиниченко, загнав команду в еще более худшее состояние. Карпин всегда и во всем обвинял всю Вселенную. Аленичев уже в первом тайме менял Глушакова на Зотова. Каррера тоже мог менять Глушакова в первом тайме против Самары или Ростова, но он этого не сделал. Не стал устраивать истерики после демарша Ивелина Попова. Усадил в запас недавнего лидера обороны Боккетти. Когда надо он умел быть жестким, но при этом справедливым. И эта жесткость была эффективной. Никто же будет спорить с тем, что Моуриньо великий тренер. Но по разным причинам он потерял управление командой в прошлом сезоне. И по ходу этого сезона Челси разваливался. В этом и заключается величие Конте, что без громких зимних трансферов он перестроил игру команды, оздоровил обстановку внутри коллектива и потихоньку вытащил игроков из ямы, причем нужно было решать вопросы с Костой, который вдруг собрался в Китай, нужно было изгнать бесов из Фабрегаса, а Матич как будто снова научился играть в футбол.

В первом круге пенсионеры два раза подряд прошли проверку на прочность в играх против прямых конкурентов Тоттенхэма и Ман Сити, отыгрываясь по ходу матчей и в итоге вырывая волевые победы. 

Про этот сезон немного будут говорить про революцию Конте, про то, что он научил своих игроков катать мяч, разыгрывать красивые комбинации. Все будут говорить про чемпионский характер, про бойцовский дух, без которого невозможно добывать драгоценные баллы для итогового успеха.

Тренеры со своей философией в этом сезоне, а именно Арсен Венгер и Пеп Гвардиола, запутались в своих экспериментах. Один воевал со своим лучшим полузащитником, другой вдруг скопировал схему Конте в тот момент, когда стало ясно, что вожделенное 4-е место уплывает и с ним и гарантированные доходы от участия в Лиге чемпионов. 

Смешно читать про слабую игру конкурентов – если армейцы действительно могут сетовать на недостаток финансов и слабую селекционную работу, то питерцам грех жаловаться. Если главный тренер весь сезон переводит стрелки на судей, а руководство клуба не может договориться с градоначальниками по поводу запуска своего драгоценного мега стадиона, то игроки получают то самое алиби, о котором говорил Дон Массимо – мы не виноваты, что не может по мячу попасть, во всем виноваты судьи.

Халк уехал, Дзюба остался, купили Молло, Мака и Жулиано. Гарая продали, купили Новосельцева и Ивановича, отпустили Витцеля, взяли Эрнани и Цаллагова. И кто-то в Питере будет ныть о слабом составе?! Гончаренко прыгал бы от радости, если бы Гинер нашел деньги на того же Цаллагова или Молло.

После 29 туров Спартак набрал рекордные 69 очков. За всю историю РФПЛ Зенит и ЦСКА ни разу не набирали столько баллов. Даже в самые сытые времена, даже с Вагнером, Карвалью, Халком и Аршавиным, когда половина команд чемпионата сливали им игры, заведомо обеспечивая нужное психологическое преимущство.

Рекорд Зенита – 67 очков в сезоне 2014-15, второй сезон Халка в России. В прошлом сезоне даже Дзюба не помог, питерский гигант набрал только 59 баллов. Для своего первого золота в сезоне 2007 Зениту хватило 61 балла.

Рекорд ЦСКА – 66 очков в далеком сезоне 2002, первый полноценный сезон в эру Гинера, армейцы проиграли золотой матч дружине Юрия Сёмина. В следующем сезоне Гинер взял свое первое золото, и ему хватило всего 59 очков.

Список новичков чаще всего оценивается по именам и регалиям, и только главный тренер знает, как он будет использовать эти имена на поле, какие роли они будут выполнять. И возможно для поставленной задачи не нужен игрок уровня Нголо Канте, вполне сгодится и никому неизвестный и ненужный Роман Зобнин из утонувшего Динамо – уж на него армейцы могли бы наскрести деньжат, но решили озолотить господина Селюка ненужной бессмысленной арендой дорогущего Траоре из Монако.

Тут уместно сравнение с набившим оскомину Патриком Эбертом. Немца брали как приличного крайнего полузащитника, способного усилить атаку в пору решающих матчей весной сезона 2013-14. Патрик был явно не в форме, как и вся команда. Пресса смешала новичка с навозом, но уже в следующем сезоне Мурат Якин наглядно показал козыри мобильного немца – жесткость в единоборствах и постоянный прессинг соперников. Результативность хромала, но благодаря его усилиям соперник терял мяч в начале своих атак, что здорово облегчало работу защитникам Спартака.

Сейчас этим занимаются Глушаков, Зобнин и Зе Луиш. Африканец по воротам бьет, как будто метлой пытается сдвинуть кирпич. Зато защитники соперников всегда в напряжении из-за его постоянного прессинга. Нечто подобное когда-то проделал Олег Романцев, поменяв ролями Ледяхова и Пятницкого. Так и Дон Массимо заставил этой весной Ивелина Попова поменять цилиндр иллюзиониста на лопату чернорабочего, Зобнин весь сезон затыкает дыры, перемещаясь в самые опасные участки поля. Глушаков окончательно переквалифицировался из опорника в атакующие хавы – 8 забитых мячей тому подтверждение. Вот вам и работа тренера – умение раскрыть сильные стороны своих игроков не в ущерб общекомандным показателям.

Зимняя селекция у многих вызывала вопросы – ни одного игрока уровня Фернандо. Предпенсионного возраста Луис Адриано и Александр Самедов на двоих забивают 5 мячей, причем Самедов умудряется своими голами принести Спартаку три победы с точки зрения статистики.

Георгий Джикия явно уступает опытом Владимиру Гранату, но у Дона Массимо играет так, что Жору окрестили лучшим защитником Спартака этой весны. Уверен, что Гранат у Карреры тоже был бы на ведущих ролях и смотрелся бы на порядок лучше, чем в прошлом сезоне.

Всегда ли Спартак играл в красивый комбинационный футбол? Всегда ли такой футбол приносил результат?

После сезона 1996 пионеротряд Ярцева, уже ведомый Олегом Романцевым, споткнулся о никому не известный Кошице. 

В следующем сезоне было законное третье место в группе после Реала и Интера. Хотя нужно было дома обыгрывать никакущий Штурм и выходить из группы со второго места.

В сезоне 1999 группа досталась казалось бы легче, чем в предыдущем сезоне, но снова только третье место после Спарты и Бордо. Про разгром в Праге со счетом 2:5 Романцев не любит вспоминать.

В следующем сезоне прошли очень сложную группу, но споткнулись в следующем групповом этапе. Это было последнее удачное выступление моей любимой команды в самом престижном кубковом турнире Европы. 

Всего 2 сезона — сезоны 2000 и 1995 — можно отнести к удачным кампаниям, все остальные мимо кассы. Не говоря про позорные выступления в сезонах 2001 и 2002. 

Зачем гнать на того, кто тащит твою команду к титулу. Почему не набраться мужества, чтобы подавить свои негативные эмоции типа досады и зависти и просто признать, что у другого получается лучше, выпустив наружу позитивные эмоции типа радости и искреннего восторга. 

Какой смысл сейчас напоминать в каждом интервью, что это ты настоял на покупке Фернандо, если не факт, что под твоим руководством игрок раскрылся бы как лучший опорник чемпионата? И почему не признать тот факт, что Диарра тоже имел все шансы стать таковым под руководством Бердыева или Карреры? 

Имена в списке новичков поражают только журналистов. Нормальный тренер покупает не громкую афишу, а конкретного исполнителя конкретной задачи. Яркий пример – Роман Зобнин. Сейчас это многоцелевой игрок основы сборной России, а в начале сезона — атакующий хав с посредственным пасом, но с приличным объемом работы.

У Карреры он выполняет конкретное задание, у Аленичева и Титова мучительно осваивал бы амплуа разыгрывающего в атаке — чем периодически он и занимается в сборной. Если Глушаков постоянно проваливается в защите, зачем его мучить и показательно линчевать заменами в первом тайме — лучше сдвинуть его туда, где он максимально полезен. Если Комбаров не умеет играть один в один, так лучше поставить перед ним стену в виде Зобнина. Нормальный тренер видит слабости своих игроков и прячет их за счет коллективного разума. 

«Тренер идеалист» выпускает на поле двух плеймейкеров и никак не может поделить между ними роли, но еще хуже — не может научить их играть при потере мяча. 

«Тренер мотиватор» отпускает Дзюбу в Ростов, чтобы судорожно пытаться вернуть в большой футбол Лукаса Барриоса, отпускает Билялетдинова в Анжи, чтобы потом требовать ему на замену Еременко или Ярмоленко, получает в итоге Эберта и потом жалуется, что ему не купили нужных игроков.

Кому-то для титула нужны Еременко, Ярмоленко или хотя бы Черчи за 18 млн евро. А кто-то довольствуется Самедовым и Луисем Адриано. Кто-то жалуется на нехватку доверия начальства и потом из ящика вещает – «не то», а кто-то совершает прыжок веры и берет титул.

Каррера доказал, что Спартак может брать титулы и без своего в доску родного тренера. 

Дайте мне три года, 200 млн на трансферы, и возможно будет вам титул. Эту сагу проходят болельщики некогда великого Ман Юнайтед. Они терпели Дэвида Мойеса, потом пытались переварить философию Луи Ван Галя, сейчас радуются возможной победе в Лиге Европы под руководством Жозе Моуриньо. После того, как Сэр Алекс вышел на пенсию, успели потратить безумное количество денег, несколько раз сменили философию, выплатили гигантские неустойки, чтобы снова приготовиться к рекордным тратам и радоваться попаданию в Лигу чемпионов через задний вход.

Если что-то не получается у всех тренеров есть один канонический ответ – мне нужно время. Это означает, что мне нужно еще денег, еще новички, и еще, и еще. Если нет результата – обвиняй судей, если судьи судят нормально, обвиняй соперников, их бессовестную оборонительную тактику, если соперник дает шансы, обвиняй своих игроков за плохую реализацию, и тд. Виноваты все, кроме тебя любимого. Какой диагноз вы бы поставили такому тренеру? Тренер тоже может сохранить громкое имя, которое не помогает выполнить поставленную задачу.

Интересно, что некогда яркая комбинационная сборная Нидерландов сменила вектор и выкатила автобус, чтобы дважды успешно выступить на больших турнирах. Но это краткосрочные выступления, где три игры в группе превращаются в изощренный гамбит – как попасть на нужного соперника в играх на выбывание. На длинной дистанции все гораздо сложнее. У тебя условно 30 матчей, чтобы решить поставленную задачу, как минимум один большой перерыв, чтобы подлатать состав и обкатать новые схемы. Более-менее эти задачи игроки, тренеры  и руководители Спартака выполнили, чего не скажешь про конкурентов из Питера, хотя Дон Массимо сожалел, что Иванович выбрал Зенит, а не его команду.

В нынешних условиях о доверии говорят слабые, потому что правда в том, что они нагло врут, когда обещают успех в следующем сезоне. Ты не знаешь, что будет через год. Может, нефть будет стоить копейки, может, китайцы купят условную Томь и сделают ее супер клубом мирового уровня, может случиться всё что угодно. Но кто-то обязательно будет вешать лапшу на уши своим поклонникам – дайте мне время, доверьтесь мне, дайте еще денег, потратьте еще свои нервы и время, чтобы я продолжил делать то, что делаю.

За что я безумно уважаю Карреру, и почему назвал его Доном – он не ищет оправданий, он называет конкурента великим клубом, хотя его победа добыта не самым честным путем, он быстро вправляет мозги своим лидерам, он горой за свою команду, если победа – то это общий успех, если поражение – это его ответственность. За такого тренера и умереть не жалко. Почему стоит верить Каррере – он не врет, он просто делает свою работу. Он не обещает каскад комбинаций, его игроки не будут забивать пачками после тройных акселей, его задача планомерно собирать драгоценные очки, выжимая максимум.

Весь сезон Спартак как будто ехал на второй скорости, чудовищный эмоциональный груз давил затянувшейся бестрофейной засухой, и только против Терека парни вышли, окрыленные от выполнения задачи, они совершили не просто прыжок веры, они тур за туром шагали по воде, чтобы наконец поверить в чудо и воспарить над бездной в последних турах. Против Терека наконец включили пятую скорость, и комбинации стали проходить, и мяч полетел куда надо, и Денис Глушаков почти оформил хет-трик одной левой. Конечно, могли забить и больше, но для такого сезона и три мяча много.

Вот увидите – следующий сезон будет совершенно другим в плане результативности. Когда нет удушающего нервяка от возможной неудачи, ноги бегут быстрее и голова соображает лучше. Спартак – чемпион, и всем нам надо как-то с этим жить. Пока слишком много эмоций, чтобы осознать, переварить невероятный факт.

Никому неизвестный инфекционист из штаба Конте бьет рекорды российской футбольной лиги, ставит на ноги казалось бы неизлечимо больного пациента, изгоняет вирус безверия и слабоволия, сводит с ума сорок тысяч красно-белых фанатов на стадионе и миллионы за его пределами, хвалит своих мужественных парней и уже строит планы на будущее. А ведь диагноз был прост – раскрыть сильные стороны каждого игрока и заставить всех почувствовать себя одной большой семьей. В такой атмосфере даже пенсионеры вроде Самедова вспоминают, как забивать решающие мячи.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям