Брэд Фридель Тоттенхэм лига 1 Франция сборная Франции Доминик Барателли Уго Льорис Ницца Лион премьер-лига Англия
Капитан «трехцветных» и «Тоттенхэма» не может пожаловаться на трудное детство. Сын состоятельного банкира и его жены-адвоката был обречен на безбедное существование. Но карьера Льориса имеет мало общего с беззаботными буднями мажора. Чтобы стать рекордсменом среди французских голкиперов по количеству матчей за сборную, Уго вынужден был перебороть обстоятельства, перед которыми деньги бессильны.
Выбор. Футбол или теннис
Трудно определиться с будущим, когда имеешь безграничный выбор. Родители Уго Льориса готовы были поддержать любое серьезное увлечение своего первенца и обеспечить его всем необходимым. Однако они прекрасно знали, какой ценой достается богатство и успех, поэтому сначала позаботились о том, чтобы мальчик получил хорошее воспитание и стал всесторонне развит. Один из главных семейных уроков Льорис цитирует до сих пор: «Меня приучили родители, а моих родителей – их родители, что когда ты занимаешься каким-то делом, то не имеешь права давать слабину. Если ты что-то делаешь – то должен делать это с полной отдачей. Лишь тогда ты достигнешь результата и получишь удовольствие от сделанного».
Он рос совсем не капризным и даже стеснительным ребенком. Школьный учитель Льориса Франсуаз Боксьер вспоминала: «Уго – это мальчик, который говорил мало, но ясно. Он всегда был застенчив. Интроверт, очень чувствительный. Отличником не был, но и отстающим тоже. Потом я увидела его в телевизоре, и он предстал таким же, как в школе: спокойным, сдержанным, вдумчивым». Спорт появился в его жизни еще до того, как он пошел в первый класс, и это был вовсе не футбол. Отец (между прочим, урожденный каталонец) работал в Монако, и Уго с мамой каждый апрель приезжали из Ниццы в Монте-Карло на теннисный турнир. В то время на мировых кортах начинал триумфальное восхождение молодой Пит Сампрас. Льорис был в восторге от игры американца и в пятилетнем возрасте начал заниматься теннисом.
Лишь спустя два года Уго параллельно стал посещать футбольную академию клуба «Симье». Подобрать новичку оптимальную позицию удалось не сразу: он поиграл почти на всех позициях. В конце концов его определили в центрфорварды, но стоять в воротах Льорису тоже понравилось: «Я был или голкипером, или нападающим, потому что меня интересовали только две вещи — забивать голы либо отбивать мячи, постоянно быть в эпицентре».
Fergie Time. Кто поверг в шок всю Европу
Любимой командой Уго был «Манчестер Юнайтед», а кумирами – Эрик Кантона и Петер Шмейхель. «Я изучал голкиперское мастерство на примере Шмейхеля — он был бесподобен. Он всегда пытался контролировать штрафную площадку, хорошо играл на выходах, не боялся играть один в один с нападающим», – восхищается француз. Когда в один счастливый день мама подарила ему шарф «МЮ», привезенный из командировки, восторженный юноша всерьез загорелся идеей стать футболистом.
К тому моменту, когда настало время выбирать, Уго добился в теннисе заметных успехов. В возрастной категории до 13 лет он был одним из лучших игроков Франции и имел большие перспективы. Но Льорис выбрал футбол. «Я тренировался пять дней в неделю, на выходных были игры, так что два вида спорта совмещать стало невозможно. Футбол я выбрал потому, что предпочитал коллективные виды спорта. Мне нравилось чувствовать себя частью команды, делиться эмоциями с друзьями, неважно – плохими или хорошими», – объяснил он столь неочевидное решение. Мы так и не узнаем, много ли потерял теннис, но то, что в футболе стало одним первоклассным вратарем больше, – бесспорно. Тем более что навыки, приобретенные на корте, скоро ему пригодились.
Несовершенство. Проблема роста
Незадолго до того, как на теннисе был поставлен крест, Уго перешел в академию «Ниццы» и окончательно утвердился в роли голкипера. Случилось это по воле бывшего вратаря «орлят» и сборной Франции Доминика Барателли. Завершив карьеру в «ПСЖ», он вернулся в «Ниццу» в качестве скаута и на одном из городских турниров отметил паренька, игравшего в воротах «Симье». «Прыгучий, да еще и ловкий, как кот» – такую характеристику дал Льорису известный в прошлом кипер. Барателли смущало лишь одно: юнцу не хватало роста. Однако то, как Льорис читал игру и как смело перемещался по всей штрафной площади, чувствуя себя ее полноценным хозяином, поразило скаута. Доминик все же пригласил Уго на тренировку.
Орлиный профиль. Как «Ницца» спустя 40 лет попала в тройку Лиги 1
«Он пришел на просмотр в «Ниццу» с пятью или шестью другими вратарями, – вспоминает Барателли. – Тренеры повернулись друг к другу и сказали: «Не тратьте время, подписывайте его прямо сейчас». Уже в этом возрасте в нем было нечто, чего не было у большинства детей. Сильнее всего меня поражали его предчувствие и готовность к матчу. Он совершал выдающиеся сейвы, безусловно, но он включал и голову в своей игре. Уго всегда чувствовал, когда должен был действовать как полевой игрок, когда нужно покинуть ворота. Я впервые видел это у 12-летнего мальчика. Уже тогда он вел свою команду вперед». Вот где пришлись кстати теннисные навыки! Умение прочувствовать момент, оценить движение мяча и вовремя выдвинуться на перехват Льорис перенес с корта в штрафную площадь, так что даже невысокий рост не оттолкнул от него штаб «Ниццы». Порой он сильно рисковал, совершая слишком авантюрные для вратаря поступки, но его невозмутимости можно было позавидовать. А после 13 лет Льорис, на радость тренерам, быстро стал вытягиваться и дорос до вполне приемлемых 188 сантиметров.
Утрата. Смерть матери
В 2004 году Уго Льорис вместе с «молодежкой» «Ниццы» выиграл чемпионат Франции среди игроков до 18 лет, а еще через год впервые оказался в основе первой команды. Тогдашний тренер «орлят» Фредерико Антонетти, известный доверием к молодым игрокам, выпустил 18-летнего Льориса на кубковую игру против «Шатору». Уго не подвел, сохранив ворота в неприкосновенности, и провел в рамке остаток турнира. После чего окончательно вытеснил из состава любимца местной публики Дамьена Грегорини, присвоив себе свитер с номером «1». Старт сезона-2006/07 заставил Францию обратить на него внимание, несмотря на то что команда весь год сражалась за выживание: молодой вратарь отыграл 13 «сухих» матчей, став одним из лучших голкиперов лиги. А уже в следующем розыгрыше страна заговорила о нем в полный голос: с 24 пропущенными мячами Уго оказался самым надежным вратарем турнира.
Все шло прекрасно, пока в 2008 году Льориса не настигло страшное известие: из-за раковой опухоли скончалась его мать – самый близкий человек для Уго. «Это часть испытаний, которые нам подбрасывает жизнь. Всё это находится вне нашего контроля. Я думаю, мама гордится тем, чего я смог достичь», – подавленный француз с трудом находил слова. Через два дня «Ницца» должна была играть с «Лиллем», и Фредерик Антонетти хотел дать Льорису отпуск. Но Уго решил иначе – сказал, что должен сыграть в память о матери, которая сделала все для исполнения его мечты и подарила тот самый шарф «Манчестер Юнайтед», определивший его судьбу. Тренер не мог не уступить, а Льорис проводил маму в последний путь очередной игрой на ноль, продемонстрировав удивительное хладнокровие и выдержку в столь тяжелый момент.
Летом 2008-го Уго покинул «Ниццу». За талантливого голкипера со стальными нервами развернулась нехилая трансферная борьба, в которой участвовали «Милан», «Тоттенхэм» и «Лион». Один из боссов «россонери» Адриано Галлиани позднее рассказывал, что переезд француза в Италию был практически завершен, однако карты спутал вратарь «Милана» Кристиано Аббьяти, в последний момент отказавшийся переходить в «Палермо». Впрочем, для самого Льориса вариант с продолжением карьеры в «Лионе» тогда был приоритетным, так что он с охотой принял предложение действующего чемпиона страны. Отец Уго, выполнявший роль агента, целые сутки обсуждал условия контракта с боссами «львов». «Лион» заплатил «Ницце» 8,5 млн евро и вряд ли пожалел: Льорис два года подряд признавался лучшим вратарем Лиги 1, а в 2010-м и вовсе был номинирован УЕФА на звание лучшего голкипера сезона. Правда, в итоге приз достался Жулио Сезару из «Интера». Тем не менее в 21 год Уго отвоевал место в сборной Франции у Стива Манданда и вскоре отправился на первый взрослый международный турнир в карьере – ЧМ-2010 в ЮАР. Осенью того же года главный тренер национальной команды Лоран Блан доверил Льорису капитанскую повязку.
Лондон готов к революции. Почему «Тоттенхэм» – лучшая команда АПЛ
Неопределенность. Переезд в Англию
Несмотря на уверенную игру Уго, «Лион» несколько лет не мог завоевать ни одного трофея и лишь весной 2012 года выиграл Кубок Франции. Команда уже не имела тех возможностей, что прежде, направив все усилия на строительство стадиона. К тому же катарские миллиардеры решили сделать из «ПСЖ» суперклуб, и перспективы «Лиона» свелись к борьбе за первую тройку с сомнительными шансами на чемпионство. За три недели до июльского матча на Суперкубок с «Монпелье» Уго Льорис женился на давней подруге Марин, с которой они были знакомы еще с лицейских лет. Это подействовало воодушевляюще: Уго стал героем послематчевой серии пенальти, потащив два удара из правого нижнего угла, и принес клубу еще один титул.
На Льориса уже несколько лет велась охота, да и сам он понимал, что не за горами время перемен. Особенно настойчив был «Тоттенхэм», проявлявший к нему интерес, еще когда тот играл в «Ницце». Тогда француз не стал торопить события, прислушавшись к опытному коллеге Лионелю Летизи. Последний имел опыт выступлений за «Рейнджерс», но его экскурсия в Шотландию была крайне неудачной: спустя 4 тура после старта Летизи получил травму, а потом проиграл конкуренцию Аллану Макгрегору, в общей сложности сыграв всего 8 встреч за сезон. Но теперь Уго осознавал необходимость нового вызова и смены обстановки, поэтому трансферный механизм был запущен. Президент «Лиона» Жан-Мишель Олас упирался до последнего, еще в середине августа утверждая, что «на 99% Льорис останется в нашем клубе». После долгих переговоров с владельцем «Тоттенхэма» Даниэлем Леви тон Оласа изменился: «В переговорах появился прогресс – и с точки зрения качества, и с точки зрения количества, – но пока ничего конкретного. Теперь нужно проявить немного терпения. Решение зависит от самого Уго, с которым «Тоттенхэм», как я думаю, скоро переговорит. Наши клубы стали ближе к общему решению». Наконец боссы сошлись на цене в 15 млн евро. Все необходимые документы были оформлены и подписаны в последние часы трансферного окна. Льорис наконец покинул родной чемпионат в поисках большей славы.
Англия не ждала его с распростертыми объятиями, ведь первым номером «шпор» тогда был знаменитый американец Брэд Фридель. Сдавать пост без боя 41-летний ветеран не собирался, заиграв так, что Виллаш-Боашу просто не за что было сажать его в запас. Тренер французской сборной Дидье Дешам по такому поводу впал в истерию: «Эта ситуация вне моего понимания. Речь идет не о молодом голкипере, Льорис регулярно защищает цвета национальной команды на протяжении семи лет, за его плечами дюжина матчей в Лиге чемпионов. Проблема заключается в том, что Уго «сел не на свой поезд».
Масла подливал и главный конкурент Фридель: «Льорис должен стать отличным вратарем. Но для адаптации в Премьер-лиге ему понадобится время. Мои первые полтора года в Англии были самыми ужасными в карьере, но это также бесценный опыт. Льорис — номер один сборной Франции, и здесь он тоже собирается играть. Но у нас дружелюбная конкуренция».Льорису оставалось лишь храбриться и верить в лучшее: «Понятно, что я перешел в «Тоттенхэм» не для того, чтобы сидеть в запасе. Думаю, все произойдет естественным путем. Я работаю на команду и уважительно отношусь ко всем. Я приехал играть, но гарантий мне никто не даст. Выбор остается за тренером. Конечно, всегда нелегко присоединяться к новому клубу и сразу заиграть на высоком уровне. Я уважаю выбор тренера, однако я хочу играть и буду делать все возможное для того, чтобы завоевать место основного вратаря в команде».
Держать в запасе недешевое по тем временам приобретение было небезопасно для Виллаш-Боаша, так что португалец стал вводить французского кипера в состав в матчах Лиги Европы. Впрочем, Фридель и сам все прекрасно понимал: «Уго умеет молниеносно принимать решения, играя на грани риска. Я рад, что могу работать с таким разносторонним и талантливым вратарем. Уго очень хорош». Фееричная игра американца стала ярким бенефисом перед уходом на покой, и к следующему сезону Льорис все-таки отвоевал место в воротах.
Голод. Отсутствие трофеев
Шестой сезон Уго вместе с «Тоттенхэмом» сражается за высшие места Премьер-лиги. Француз, как обычно, заполучил статус капитана и завоевал огромный авторитет внутри клуба. Удивительно, как ему это удается, учитывая немногословность и отсутствие эмоций. У него даже Инстаграма нет. Вероятно, именно то, что он всегда говорит по делу, заставляет партнеров прислушиваться к нему. «Льорис, в отличие от Эвра, не любит болтать, многое держит при себе. Но когда Уго начинает говорить, все в раздевалке замолкают», — признался как-то партнер по сборной Антуан Гризманн.
Даже когда Льорис ошибается, никто не смеет высказывать недовольство. Уго и сам прекрасно понимает свои косяки и всегда признает за собой вину. От него никогда не услышишь претензий в адрес других. Трудно найти момент, где Льорис кричит на защитников или провоцирует соперников. А ситуаций, в которых француз откровенно выручает «Тоттенхэм», только за нынешний сезон наберется на длинную сочную видеонарезку. Взять хотя бы выездную игру с «Реалом» (1:1), после которой тренер «шпор» Маурисио Почеттино был предельно конкретен: «Уго провел фантастический матч и показал свой истинный уровень. Сегодня все могли увидеть, почему я называю его одним из лучших в мире».
Остается лишь одно большущее но: в конце декабря Льорису исполнится 31 год, а в его трофейном списке по-прежнему только Кубок и Суперкубок Франции. «Тоттенхэм» упустил вернейший шанс в сезоне-2015/16, подарив трофей невесть откуда вылезшему «Лестеру». Потом была обиднейшая неудача в финале Евро-2016, хотя Франция считалась фаворитом.То, что лондонский клуб постоянно дразнят отсутствием титулов, не секрет. С другой стороны, команда подобралась мощная и дружная, ею руководит великолепный тренер, и Уго, на первый взгляд, нынешнее положение устраивает: «Моя судьба связана с Маурисио Почеттино. Он многое значит для меня, наши отношения выходят за плоскость футбола. «Тоттенхэм» — это не та команда, которая постоянно выигрывает, однако мы стараемся построить в этом клубе нечто важное и значимое. Не так-то просто бороться с европейскими грандами, но это особая мотивация».
Что же касается национальной команды, обладающей одним из самых мощных составов на планете, то уже через полгода Льорису представится возможность стать чемпионом мира, зачеркнув тем самым прошлые неудачи. Рано или поздно такой капитан, как Уго, должен привести свою команду к победе, ведь пока ни одно препятствие на пути его не остановило.
Фото: Global Look Press
Видео: Youtube
Текст: Антон Муша
Источник: