Хайнс Уорд допинг Фернандо Вердаско WADA Джеймс Блэйк Трой Поламалу Рафаэль Надаль ATP травмы
Нестандартное решение помогло спасти карьеру.
Первая ракетка мира Рафаэль Надаль из-за проблем с коленями снялся с двух последних турниров 2017 года, а на прошлой неделе отменил тренировочный сбор. «Он был не готов тренироваться. Позвонил мне и сказал, что здоровье не позволяет», – объяснил португалец Жоао Соуза, который должен был готовиться к сезону с 16-кратным чемпионом «Больших шлемов». Позднее Рафа снялся и с выставочного турнира в Абу-Даби, стартующего послезавтра.
У Надаля хронические проблемы с коленями – они появились из-за врожденной патологии левой стопы. Из-за неправильного развития одной из мелких косточек возник дефект при креплении мышц, и они не справлялись с теннисными нагрузками. В 2004 году для испанца разработали специальные кроссовки, которые фиксировали стопу. Благодаря этому часть нагрузки уходила на голень и колено.
На фоне постоянной работы на корте у Рафы развился тендинит – хроническое повреждение связок колена. Хуже всего было в 2009 году, тогда Надаль пережил тяжелейший период в карьере: сначала впервые проиграл на «Ролан Гаррос» (где до этого выиграл четыре титула), а потом не смог поехать на защиту титула на «Уимблдоне». Именно в этот период он попробовал процедуру, которая, возможно, спасла его карьеру – PRP-терапию.
В чем суть?
У пациента берут примерно 30 мл крови и прогоняют ее через центрифугу, чтобы отделить богатую тромбоцитами плазму от всех остальных компонентов (поэтому процедуру также называют прокруткой крови). «Они берут лучшие клетки», – рассказал Фернандо Вердаско, который лечился примерно в одно время с Надалем. Полученную плазму вводят в травмированный участок, и в теории тромбоциты выделяют факторы роста, которые стимулируют восстановление поврежденной ткани.
Впервые PRP-терапию использовали еще в 1987 году во время операции на открытом сердце. После этого сфера применения расширилась. Например, богатую тромбоцитами плазму кололи для восстановления костей после травм позвоночника и для заживления мягких тканей после пластических операций. Кроме того, плазмой лечили повреждения, которые возникали у раковых больных после реконструкции челюсти.
Среди спортсменов PRP-терапия стала популярной в 2008 году – после того как ее использовали игроки НФЛ Хайнс Уорд и Трой Поламалу. После стремительного лечения они помогли «Питтсбург Стилерз» выиграть Супербоул. А в 2009 году прокрутка крови добралась до Надаля и богатейшего гольфиста Тайгера Вудса.
В спорте плазмой лечат в основном хронические повреждения связок и сухожилий, которые приводят к микроскопическим надрывам и рубцеванию. Основная трудность – эти травмы обычно возникают в участках, куда естественным путем кровь и факторы роста поступают плохо. PRP-терапия вводит их туда искусственно.
Насколько процедура эффективна?
«Она сработала просто невероятно. Я полностью восстановился за очень короткое время», – рассказывал Надаль о первом использовании PRP-терапии. У Джеймса Блэйка остались другие впечатления: «Я не знаю, помогла ли она. Но я решил, что точно не повредит. Вроде как она должна помогать быстрее вернуться».
Научно эффективность процедуры еще не доказана. Когда PRP-терапию только начали использовать в спорте, специалисты указывали на отсутствие исследований с контрольной группой, которая получала бы не плазму, а плацебо. Поэтому есть вероятность, что целебными оказываются другие факторы: психологический эффект плацебо или приток крови, вызванный механической стимуляцией во время укола.
В 2013 году ученые провели исследование с контрольной группой, которое показало, что для лечения остеоартрита коленей PRP-терапия оказалась эффективнее плацебо. Тем не менее пока врачи в целом соглашаются с тем, что прокрутка крови помогает не всем и наиболее эффективно работает в комплексе с другими мерами.
Например, Надаль использовал ее во время продолжительного отдыха и в комплексе с жесткой физиотерапией, направленной на укрепление связок. В 2013 году испанец говорил, что при лечении новых травм терапия помогала хуже и только облегчила боль.
Кроме того, репутации процедуры повредила история доктора Энтони Галеа, который одним из первых применил PRP в спорте и помогал Тайгеру Вудсу. В 2009-м Галеа арестовали за ввоз гормона роста в США из Канады. После этого появились предположения о том, что доктор смешивал его с плазмой и только поэтому процедура была настолько эффективна.
В начале декабря 2017-го Галеа на девять месяцев лишили медицинской лицензии в США за экспорт запрещенных препаратов.
Почему PRP-терапия не считается допингом?
В 2010 году WADA запретила процедуру для внутримышечного применения, потому что она могла приводить к росту мышц. В дальнейшем эксперты посчитали, что прокрутка крови и кровяной допинг – это все же разные вещи. Основной нюанс в том, что разрешенная PRP-терапия только восстанавливает поврежденные ткани. Поэтому в 2011 году ее исключили из списка.
Правда, некоторые новые исследования предполагают, что из-за прокрутки крови организм вырабатывает больше гормона роста, а WADA запрещает искусственно манипулировать его уровнем.
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Julian Finney, Dean Mouhtaropoulos, Michael Dodge
Источник: