Александр Алаев Сергей Капков
Кем обустроить русский футбол? Версия Юрия Дудя.
На свете нет организации фригиднее, чем Российский футбольный союз. В компании, которая должна настраивать человеческие эмоции вокруг самого популярного из спортов, уже много лет все настолько плохо, что даже сенсационные новости оттуда забываются моментально. Вы точно этого не помните, но ровно за неделю до Нового года в РФС сменился президент: Виталий Мутко, прижигаемый санкциями в самых разных местах, взял отпуск до конца чемпионата мира – предполагается, что это выведет наш футбол из-под олимпийского прессинга. Когда этот ход был анонсирован, на правах самого наивного болельщика сборной России я целых несколько минут был заинтригован: кто же, кто же его на это время подменит? Даже на временной работе действительно толковый человек может проявить себя так здорово, что из сменщика превратится в преемника – а то, что Виталию Мутко он скоро понадобится, никаких сомнений нет. Вдруг – ну вдруг! – знамя подхватит кто-то новый, кто даст если не реформы, то надежду на них?
На замену вышел Александр Алаев – действующий гендиректор РФС.
О нем нужно знать следующее:
– был одним из тех, кто запускал в России пляжный футбол – игрушечный, но успешный вид спорта;
– давний товарищ Сергея Анохина, вице-президента РФС, автора книги «Самки», участника выдающегося телефонного эфира и главного героя интервью «Все наши основные идеи – Владимира Путина»;
– серый технический работник, который даже с президентом РФПЛ Сергеем Прядкиным общается на правах строго младшего партнера.
В общем, мой энтузиазм испарился так же быстро, как закончился овертайм этого новогоднего хоккея.
Но одно из пожеланий, которым я бросил сам в себя в новогоднюю ночь, было таким: что бы ни происходило вокруг – оставаться наивным. Раз так, то я помечтаю снова – о русском футболе, в котором шевелятся не только на поле (там в этом сезоне весьма неплохо), но и в кабинетах самой разной важности.
Этой осенью все, кто любит блуждать по инстаграмовским геотегам, могли заметить интересного посетителя VEB Arena. Сергей Капков, когда-то – директор Парка Горького, чуть позже – московский министр культуры, постил оттуда фото. В том числе вот такие:
Параллельно шел гул о покупке ЦСКА сыном Романа Абрамовича, все выстраивалось во вполне логичную схему: Гинер, не в силах бороться с финансовыми сложностями, продает клуб –> новым владельцем становится Аркадий Абрамович –> управляющим назначается Капков, близкий человек семьи, уже руливший ее футбольными проектами. К началу этого года цепочка порвалась. Во-первых, Гинер публично заявил, что не продает клуб. Не уверен, что в этом интервью стоить верить каждому слову («Зенит» и «Локомотив» – частные клубы, ага), но про это – видимо, правда. Во-вторых и в-главных, все источники подтверждают: Роман Абрамович настолько не верит в русский футбол, что точно не возьмет на содержание толковый, но все равно дорогой клуб вроде ЦСКА.
Так что Капков на трибунах – это дружба с Гинером, но не подготовительный период, чтобы заступить вместо или вместе с Гинером на новую работу. И это, конечно, очень жаль.
В марте 2018 года – на следующий день после выборов президента – будет официально зафиксировано: ближайшие 6 лет в России не поменяется более или менее ничего, нас ждет еще один очень консервативный отрезок. Для спорта это значит, что он останется важным инструментом пропаганды, что частные деньги не вытеснят государственные, что истории типа «Амкара» или, прости господи, «Томи» будут повторяться регулярно. Еще это значит, что отвечать за спортпропаганду будут менеджеры, которых будут отбирать по одному признаку – лояльности власти. И вот тут – я включу максимальный режим мечтательности – инъекцию надежды могут внести люди, которые умеют маневрировать между госслужбой и частным предпринимательством, между компотом в думской столовой и какао в «Старбаксе», между концертом Григория Лепса и «Пикником Афиши». Люди, которые почему-то понимают: между «быть верным Путину» и «быть серым, архаичным и пустым» не обязательно должен стоять знак равно.
Последним человеком, который проявлял себя так на высоких должностях, был Сергей Капков. Судя по тому, как долго он не при делах, допускать к управлению большими городами или большим государством его не собираются. Так пусть допустят до чего-нибудь локального. Например, футбола.
В отличие от большинства обитателей московских пабов и брассерий, я никогда не был в фан-клубе Сергея Капкова. Среди всех своих коллег он, конечно, красавец, но спорных особенностей там, как точек питания в Парке Горького – достаточно.
Например, известно, что Капков – хам. Не представляю, почему это никогда не просачивалось в публичное поле, но все, кто имел с ним дело по работе, знают: с подчиненными он общается совсем не в европейской манере. Грубость, сквернословие, ощущение собственного превосходства, выдающие то ли воспитание, то ли годы суровых командировок на Чукотку, доводили до слез многих сотрудниц и до бешенства – сотрудников.
Известно, что Капков простоват – не только в хорошем смысле этого слова. Когда я работал в журнале PROспорт (владелец – Роман Абрамович), на недолгое время его куратором стал Сергей Капков. В какой-то момент по редакции залетала байка: журнал принимал участие в организации Кубка Первого канала (пышный предсезонный турнир в Израиле, деньги – Абрамовича, участники – «Спартак», ЦСКА, киевское «Динамо», «Шахтер»); поиском рекламодателей занималась в том числе коммерческая служба PROспорта, и в разгар переговоров то ли с Puma, то ли с adidas туда спустилась особая директива от куратора. «А пусть они, кроме денег, еще 20 спортивных костюмов нам предоставят. Чтобы было, в чем с мужиками играть в футбол». «Да вы что, это ж несерьезно. Они и так миллион на турнир дают». «Нет-нет, пусть предоставят». Звучит настолько дико, я до сих пор стараюсь думать: байка.
Известно, что он заслуженный мастер спорта по самопиару, причем отлично владеет самыми хитрыми его приемами. Например, приемом переложить на кого-то ответственность, чтобы остаться своим и для сурового начальства, и для сурового фейсбука. В «Гоголь-центре» запретили фильм про Pussy Riot? Так это не я запретил – а директор театра. В Зеленом театре не будет дебатов кандидатов в мэры Москвы (на дворе – 2013 год)? Так это не я не хочу – а директор парка.
Еще прием – красиво примоститься к успехам, которых добился или не ты, или не совсем ты. В Москве строят «Зарядье», за который отвечает не Капков, но Капков везде про него высказывается так, что все думают: и этот парк – на этом мужике, какой же молодчина! ВДНХ приводят в нереальный порядок, курирует все то ли департамент имущества, то ли стройкомплекс Москвы, то ли лично Собянин, но Капков снова у микрофона, и ни у кого нет сомнений: Капков – красавчик!
Считается, что именно это в итоге и перемололо отношения Капкова с прочими топ-менеджерами московской мэрии. В какой-то момент ревность к чиновнику, который добился невероятного – стал популярен в народе, достигла критической отметки и его попросили уйти. В марте 2015 года Капков подал в отставку и больше нигде не работал.
Все, что перечислено выше, или неприятно, или забавно, но не отменяет главного: Капков – очень эффективный менеджер.
Это Капков привел в порядок огромную территорию в центре Москвы – Парк Горького. Устроить такое наверняка было бы невозможно без помощи патрона (когда проект только затевался, бюджет города уже был сверстан; необходимое для задуманного размаха докладывали меценаты, в первую очередь – Роман Абрамович), но превращать деньги олигархов в эмоции для простых людей – это вполне себе умение и талант. В российском футболе, пережившем «Анжи» Сулеймана Керимова и разные эпохи газпромовского «Зенита», им обладают далеко не все.
Это Капков пересобрал досуг москвичей так, что в парках народу стало в два раза больше, а в театрах и прочих культобъектах – больше на треть. Тут загрустить должны как раз болельщики ЦСКА – по крайней мере те, кому не нравится приходить на матч самой титулованной команды современной России и видеть вокруг себя 20 тысяч пустых кресел.
Это Капков не вылезал из фейсбука, в том числе чтобы обрабатывать фидбек, который набивался ему в личные сообщения. Отчасти потому что стратегическим задачам он явно предпочитает те, что можно исполнить быстро – чтобы эффект можно было увидеть не в учебнике истории, а в свежем номере журнала «Афиша».
Это Капков саботировал бюрократию: как рассказывают его сотрудники, любое согласование в среднем занимало около 3 минут.
Это Капков управлял главным футбольным активом Романа Абрамовича на территории России. Национальная академия футбола нанимала на работу и платила зарплату Гусу Хиддинку (хотя Виталий Мутко очень хотел Дика Адвоката), стелила по всей стране искусственные поля, финансировала академию Коноплева. Тольяттинская академия в какой-то момент разрослась до популярности и статуса Хогвартса, но потом как-то сникла, а в 2013 году и вовсе вышла из империи Романа. Старт ее работы, очевидно, был сильнее продолжения, но из википедии строк не выкинуть: Дзагоев, Зобнин, Кутепов, Крицюк и еще десяток менее громких игроков премьер-лиги или учились, или доучивались футболу именно здесь.
Это Капков закрутил культурный замес, символом которого стал «Гоголь-центр» – еще недавно совершенная дыра, и в творческом, и в бытовом смысле, сейчас – один из самых модных и аншлаговых театров страны. «Он настолько активно поддерживал все новое, что со стороны казалось, что не вдается в подробности, лишь бы был обещан эксперимент», – говорят про него те, кто пересекался по театральным делам. Любую отрасль можно приводить в порядок двумя путями:
1. Подстригать тот самый газон в течение 300 лет,
2. Шарашить дефибриллятором в районе груди.
Понятно, что наш футбол подстригают не так давно и не так, как надо, но увидеть хорошее очень хочется раньше 2300-х годов. Поэтому дефибриллятор, эксперимент, риск, движуха ему бы сейчас точно не помешали. Даже если их источник – человек, который никогда не забивал за сборную СССР и не вел административно-хозяйственную работу славного клуба из Петербурга.
В 2016 году в топ-менеджменте русского футбола оказался совершенно диковинный персонаж: маркетолог Илья Геркус получил пост президента «Локомотива». Изначально его ставили кем-то вроде сторожа семьи Ротенбергов – они вроде как пришли к управлению главного спортивного проекта РЖД. Геркус сразу же обернулся невероятным популистом (просмотр матча на фан-трибуне, приход в ветки соцсетей, тыщи интервью, выкупленные билеты на гостевой матч со «Спартаком»), затеял аппаратную борьбу с тренером Семиным и очень этим смущал. Но время шло, а из-под эффектной упаковочной бумаги стали проглядывать спортивные успехи: сохраненная в составе звезда (Алексей Миранчук), победа в Кубке России (наименее важный успех) и зимнее чемпионство: плюс 8 очков ближайшему конкуренту за 10 туров до конца (вот это – уже настоящее ого!). В итоге спустя полтора года складывается примерно такое: немного блаженный хипстер яркими резиновыми сапогами в горошек зашел в воды нашей Угрюм-реки и уже в шаге от того, чтобы добиться здесь огромного успеха.
Не каждый успех можно тиражировать. Но какой – можно, а какой – нельзя, определяется только опытным путем. Новый опыт – это то, что нам нужно. В русском футболе, какие бы застойные времена он ни переживал, полным-полно хороших футболистов (преимущественно – иностранных, но все равно), а вот людей, которые могли бы этим ресурсом распоряжаться, по-прежнему нет.
В 2012 году журнал «Афиша» и Sports.ru делали проект «История русского футбола» – рестроспектива всего важного, что происходило между стадионом «Динамо» во Владивостоке и ареной калининградской «Балтики» с момента падения СССР. Про Россию Гуса Хиддинка большим и полным деталей интервью рассказывал Сергей Капков. Даже со скидкой на то, как Капков умеет подчеркивать именно те детали, которые выгодны ему, там полно отличной фактуры – в первую очередь про то, что пытался сделать Хиддинк и его друзья, и как на это реагировало его формальное начальство из РФС. Ключевой момент интервью – в конце:
«Не сложилось. Понимаете, вот мы с вами сидим сейчас в кафе, как в Берлине, а могла бы быть на этом месте пельменная. То же самое с футболом. Только там мешали, а тут нет».
Пельмени – отличная штука. Но как же хочется, чтобы в русском футболе были не только они.
Фото: facebook.com/park.gorkogo; РИА Новости/Григорий Сысоев, Алексей Даничев, Александр Вильф
Источник: