Адзельо Вичини сборная Италии чемпионат мира

Алексей Логинов – о тренере Италии-90, умершем на прошлой неделе.

Он был последним «федералом» во главе «Скуадры Адзурры», продолжателем традиций Витторио Поццо, Ферруччо Валькареджи, Фуффо Бернардини и Энцо Беардзота. Вымерший вид. Не то, что один толстяк из Эмилии, который отводит глаза, когда его спрашивают о работе в сборной Италии. А ведь когда-то принять даже U-23 было величайшей честью. Платили немного, но ценилось совсем не это.

Адзельо Вичини доставалось от критиков, а за всю карьеру он вообще ничего не выиграл. Именно при нем случилось одно из самых больших разочарований в истории Италии – 27,5 миллионов зрителей рыдали у экранов после поражения в полуфинале ЧМ-90. Когда он покидал Коверчано, то оставил преемнику руины. Парадокс, но этого тренера любили абсолютно все – и болельщики, и журналисты, и футболисты. Может быть, его секрет в том, что он даже в самые тяжелые минуты оставался джентльменом во всем – от поведения у бровки до общения с прессой.  

С чего же все началось? После неожиданного провала на ЧМ-66 в серии А ввели запрет на покупку легионеров. Вскоре появилось невероятно сильное поколение итальянских футболистов, которое едва не выиграло чемпионат мира в Аргентине в 1978 году. Открытиями того турнира стали юные Антонио Кабрини и Паоло Росси. Оба попали в Национале по протекции тренера молодежной сборной Адзельо Вичини: «Пока Паблито творил чудеса в «Виченце», Антонио никак не мог закрепиться в стартовом составе «Ювентуса», но я-то знал, что он показывал у меня».

Спустя четыре года, в Испании, наступил звездный час Кабрини и Росси. Причем почти все специалисты  до сих пор уверены, что переломным для «Скуадры Адзурры» стал знаменитый матч с Бразилией, в котором Паоло Росси сделал хет-трик. На самом деле итальянский штаб знал, что бразильцам можно противостоять. Несмотря на наличие великих мастеров в атаке, они оставляли слишком много свободных зон у своих ворот.

Другое дело аргентинцы. Действующие чемпионы мира играли не так зрелищно, как их соседи, но более прагматично. Именно Вичини дали задание проанализировать тактику соперника. Накануне матча они вместе с Беардзотом решили приставить к Диего Марадоне персонального опекуна. На следующий день все газеты смаковали то, как защитник Клаудио Джентиле нейтрализовал звезду мирового футбола. La Gazzetta dello Sport вышла с заголовком «Триумф! Джентиле выключил Марадону», поставив великому аргентинцу «четверку». «После той встречи мы поняли, что для нас нет никаких пределов», – вспоминал Вичини.

В начале 1980-х в серию А вернулись легионеры, а чемпионат Италии стал ведущим в Европе. Но эффект лимита продолжал действовать – подрастало следующее поколение итальянцев на смену героям ЧМ-82. По мнению экспертов, еще более выдающееся. Какие имена! Вальтер Дзенга, Риккардо Ферри, Фернандо Де Наполи, Роберто Донадони, Джузеппе Джаннини, Джанлука Виалли, Роберто Манчини. Все они составили костяк молодежной сборной – последней U-21 из тех шести, которые возглавлял Вичини. Высшей же точкой развития той команды стал финал молодежного ЧЕ-86, в котором итальянцы по пенальти уступили испанцам во главе с Мичелом и Бутрагеньо. В послематчевой серии «адзуррини» реализовали только одну попытку. 

После неудачного для Национале ЧМ-86 руководство Федерации сделало ставку на Адзельо Вичини. Решили, что на домашний чемпионат мира сборную поведет тот, кто воспитал сильнейшее поколение в истории кальчо. Хотя сам Беардзот склонялся к другой кандидатуре, но сказалась неразбериха в FIGC – президент Федерико Сордилло ушел из-за ставочного скандала, а пост чрезвычайного комиссара занял Франко Карраро, до этого бывший главой Олимпийского комитета. Именно его голос и оказался решающим.

На первой же пресс-конференции Вичини пообещал, что будет кардинально обновлять сборную, а из чемпионов мира 1982 года останутся только Кабрини, Альтобелли, Бергоми и Барези. Слова не разошлись с делом, хотя тренер привлекал еще и Джузеппе Доссену, а также Пьетро Верховода. Другим новшеством стали регулярные встречи за закрытыми дверями с ведущими журналистами – Лодовико Марадеем, Альберто Черрути, Джино Баччи, Бруно Пиццулем и другими. После нелюдимого Беардзота это было весьма необычно.

На чемпионате Европы 1988 года в Германии «Скуадра Адзурра» не считалась фаворитом. Однако итальянцы с первой же встречи покорили публику. В стартовом матче они едва не обыграли хозяев, а затем превзошли испанцев и датчан. Блистали «парни Вичини» – Донадони, Виалли и Манчини, а ветеран Сандро Альтобелли удачно выходил на замены. Впервые с 1978 года заговорили о зрелищной и романтичной сборной Италии, которая не имела ничего общего с катеначчо. К сожалению, в полуфинале красота разбилась о бетонную стену. Однако и бронза в Италии была воспринята с оптимизмом – до домашнего чемпионата мира оставалось еще два года. Достаточно, чтобы молодежь набралась опыта.

Наконец наступило итальянское лето. Вся страна засыпала под песню в исполнении Эдоардо Беннато и Джанны Наннини. Каждый день приближал мечту. Сальваторе Скиллачи держал данное жене обещание – забивал в каждой игре. А «Скуадра Адзурра» уверенно шагала к финалу. Интересно, что Вичини изначально не планировал включать Тото в заявку, но его переубедили болельщики, которые несколько недель устраивали пикеты у дома тренера в Брешии.

Итальянцы по-прежнему играли в романтичный футбол. Однако трагедия той команды была в том, что за весь турнир она так и не встретила достойного соперника. Равного себе. Того, кто заставил бы ее осознать безграничность своих возможностей. Из-за превратности календаря это могло случиться лишь в финале, когда могла состояться грандиозная битва с немцами. Матч, достойный звания «игры столетия». Но на пути встали аргентинцы с Диего Марадоной.

3 июля 1990 года. «Сан-Паоло». Вопреки опасениям, весь стадион поддерживает национальную сборную. Фортуна вроде бы благоволит хозяевам – на 17 минуте Тото Скиллачи открывает счет. Все идет по плану, ведь в обороне у итальянцев настоящие монстры – Мальдини, Барези, Ферри и Бергоми. Идеально подобранные детали совершенного механизма – за весь турнир эта защита мечты не допустила ни одной осечки.

А потом началось что-то странное. Вичини рассказывал, что еще в ¼ финала его обеспокоили два гола, которые не засчитали судьи. В матче же против Аргентины арбитром был Мишель Вотро – один из самых авторитетных судей того времени. Тем удивительнее то решение, которое он принял. На десятой минуте второго тайма полузащитник аргентинцев Джусти намеренно сыграл рукой. Вотро потянулся было за желтой карточкой, но вдруг передумал. Разгадка проста: француз вспомнил, что к тому моменту у Джусти уже было предупреждение. Если бы аргентинцы при счете 1:0 оказались в меньшинстве, хозяева наверняка бы спокойно довели игру до победы.

И если раньше были вопросы:

Кому было выгодно, чтобы сборная Италии не попала в финал?

Кому была противна сама мысль, что первыми четырехкратными чемпионами мира в истории стали бы итальянцы?

Кто через четыре года сделал все, чтобы финал ЧМ-94 судил «правильный» арбитр?

Кто убрал из руководства ФИФА всех итальянцев?

Кто после себя оставил во главе организации коррумпированного преемника, который поспособствовал позору, творившемуся на ЧМ-2002, когда судьи отменили пять правильных голов «Скуадры Адзурры»?

Кто превратил ФИФА в публичный дом, в котором торгуют чемпионатами мира?

Кто так расстроился после удара Фабио Гроссо на ЧМ-2006, что впервые в истории президент ФИФА не вручал Кубок мира?

То теперь мы знаем на них ответы.

Говорят, что один скудетто «Ромы» стоит десяти. Если так, то победа на ЧМ-2006 тоже стоит десяти.

Но вернемся в Неаполь. Через несколько минут после ошибки Вотро аргентинцы сравнивают счет – Клаудио Каниджа затылком проталкивает мяч в дальний угол ворот Вальтера Дзенги. До сих пор вратаря винят за тот опрометчивый выход. Адзельо Вичини реагирует незамедлительно – делает две замены в течение пяти минут. Многие, в том числе и я, убеждены, что это был просчет. Следовало до самого конца беречь одну замену и выпустить на серию пенальти Стефано Таккони. Человека, который мог переиграть судьбу.

В конце семидесятых – начале восьмидесятых ХХ века Таккони, как и Дзенга, выступал за «Самбенедеттезе». В небольшом приморском городке Сан-Бенедетто-дель-Тронто про Стефано рассказывают удивительные истории. Будто бы однажды, после страшной аварии, он вышел из искореженной машины без единой царапины и как ни в чем ни бывало поехал на тренировку на автобусе. С ним бесполезно было садиться за карточный стол – результат был известен заранее. Самое же невероятное – с ним главный евро-неудачник «Ювентус» выиграл все возможные финалы еврокубков. А еще Стефано Таккони был специалистом по отражению пенальти – с ним шансы в серии значительно бы возросли.

Незадолго до смерти Адзельо Вичини изложил свою точку зрения относительно идеи выпустить Таккони вместо Дзенги: «Выход Таккони действительно мог бы все решить. Однако надо помнить, что в те времена были другие правила. Было разрешено делать только две замены в течение матча. И к моменту начала серии у нас уже не осталось замен».

По версии тренера, Джузеппе Джаннини устал, поэтому он не мог оставить его в игре. Джанлука Виалли же покинул поле по тактическим соображениям – нужно было дать шанс Роберто Баджо, для того чтобы не повторить ошибку Ферруччо Валькареджи, который в финале ЧМ-70 предоставил Джанни Ривере только семь минут. Вичини специально подчеркивал: «В любом случае он (Баджо) провел на поле половину второго тайма и 30 минут дополнительного времени. Ничего общего с семью минутами Риверы в Мексике-1970!»

Однако даже если бы тренер не сделал те две злополучные замены, шансы Таккони все равно были бы ничтожными. Ведь через несколько минут после выхода Баджо сразу два футболиста «адзурри» получили травмы – Риккардо Ферри и Сальваторе Скиллачи доигрывали с повреждениями. А если бы у Вичини оставались замены, он бы их обязательно задействовал.

Сама лотерея также окутана многочисленными легендами. Вичини был уверен только в трех пенальтистах – Барези, Баджо и Де Агостини. Все они реализовали свои попытки. А вот с другими возникли проблемы – никто не соглашался. Скиллачи и Ферри сослались на травмы. Пришлось бить Роберто Донадони, который никогда не был мастером этого дела. Все случилось как в дешевой мелодраме – лучший игрок «адзурри» на турнире запорол самый важный удар. У Альдо Серены же тряслись коленки. Шестым должен был бить Де Наполи, но очередь до него так и не дошла. Комментатор Бруно Пиццуль произнес горькие слова: «Аргентина – финалист чемпионата мира. А эти кадры мы вообще не хотели бы комментировать».

После ЧМ-90 Вичини удержался на посту тренера, хотя новый президент FIGC Антонио Матаррезе очень хотел заполучить Арриго Сакки. Два романьольца – Сакки и Вичини – были друзьями по жизни, но антагонистами в футболе. В тот момент серия А разделилась на два течения: «Милан» Сакки с его фирменным прессингом и зонной защитой против «Интера» Трапаттони с традиционной персоналкой. Вышло так, что идеологически сборная Вичини была ближе ко второй группе, хотя сам c.t. настаивал на обратном: «О тотальном футболе мы знали еще со времен Голландии 1970-х, да и зонная защита давно не была для нас открытием. Моя команда тоже играла в линию: слева – Мальдини, в центре – Барези и Ферри, Бергоми – справа. Но Барези – это всегда Барези. Вне зависимости от того, в сборной он или в «Милане! Однако когда он был у меня, его почему-то называли либеро, хотя он был центральным защитником».

Неудивительно, что в сложившейся обстановке сборная Италии была обречена. Лишенная поддержки Федерации, со всех сторон атакуемая политиками, которые хотели с помощью футбола проложить себе дорогу в Палаццо Киджи. А легендарные журналисты постепенно уходили на пенсию или умирали, их же места занимали посредственности, которые не были способны повлиять на общественное мнение. 

Закончилось все непопаданием на ЧЕ-92. Решающим для команды Вичини стал матч в Москве, в котором Руджеро Риццителли упустил выгодный момент. Встреча завершилась со счетом 0:0. СССР сменил вывеску и поехал в Швецию, а у cборной Италии появился новый тренер – Арриго Сакки. Вдобавок ко всему после возвращения в Италию расстроенный Риццителли ляпнул журналистам, что если бы он тогда забил, то Вичини остался бы в Национале. После этих слов беднягу так ни разу и не вызвали в Коверчано.  

Мы до сих пор вспоминаем посеревшее лицо Тото Скиллачи после удара Альдо Серены в матче с аргентинцами. Он сидит на газоне, постаревший лет на десять. Еще вчера его безумный взгляд вдохновлял всю Италию, а теперь он потух. И жизнь закончена. Адзельо Вичини утешает убитого горем Вальтера Дзенгу, а Нандо Де Наполи орет на тренера. А ведь прошло уже 28 проклятых лет. И хочется, чтобы все это оказалось дурным сном. Чтобы проснуться завтра утром, а Италия по-прежнему на вершине мира. И ей предстоит финал с Германией. А за окном – итальянское лето, и где-то рядом звучит та самая мелодия:

Notti magiche

Inseguendo un goal

Sotto il cielo

Di un’estate italiana

Мы благодарны Адзельо Вичини – за надежду, пусть и не сбывшуюся. Но разве этого мало, ведь когда-то мы умели мечтать! Все вместе. Рим и Турин, Флоренция и Неаполь, Генуя и Венеция, Сицилия и Базиликата.

Мистер, мистер, Вы научили нас, что стремление к цели важнее, чем финишная черта. Ваша сборная осталась в сердце. И спасибо за те волшебные ночи!  

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Бывший игрок «Ромы» против президента «Лацио». Сегодня решится судьба итальянского футбола. 
Игуаин никогда не забивал так мало, но никогда не был так хорош
Когда-то он разнашивал бутсы для легенды «Ювентуса», а сегодня – лучший тренер Италии

Фото: Global Look Press/Melchert/dpa, Fotogramma/Ropi, imago sportfotodienst; it.wikipedia.org; Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport; РИА Новости/Владимир Родионов

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям