Сергей Горлукович РФПЛ Спартак Боруссия Дортмунд Олимпийский футбольный турнир

«Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей». (Н.С. Тихонов)

Думается, что многие российские любители футбола после произнесения этих расхожих строк представляют спартаковского «Деда» 90-х — Сергея Горлуковича.

Журналистская братия даже прозвала Сергея «немым» за почти полное отсутствие интервью с его участием. Сегодня в честь дня рождения мы вспоминаем самое интересное из жизни прекрасного футболиста и настоящего мужика, которого каждый фанат «Спартака» (и не тоько «Спартака») помнит, кажется, на генетическом уровне.

Олимпийский чемпион и самый интересный тренер Лобановский

«С кем было легче работать? Для меня — с Ярцевым. Больше открытости и откровенности чувствовал в нем. Для меня это важно. А вообще интереснее всего было работать с Лобановским. К слову, он меня два или три раза приглашал в киевское «Динамо». Чем по сей день горжусь».

Для любого другого спартаковца такие слова — смерти подобны, но не для Горлуковича. Сергей в своих редких общениях с прессой никогда не стеснялся подчеркивать симпатию к Великому тренеру киевлян. 

В 1988 под руководством «Светоча» сборная СССР по футболу победила на Олимпийских играх и в той команде был наш именинник, который, слову, принял участие во всех матчах турнира. Та Олимпиада стала не только последним триумфом, но и последним участием команд из стран бывшего СССР в олимпийских турнирах по футболу.

«Какие чувства, когда вручают Олимпийскую медаль? Когда мне медаль вручали, у меня вообще никаких ощущений не было. Пустота. А вот когда гимн заиграл, чувствую — слезы текут. Слушаю — и вспоминаю Ирину Роднину с ее слезами на пьедестале. Никогда не думал, что тоже плакать буду. Да и гимн у нас такой, что нутро выворачивает. Не ожидал от себя такого».

Обманщик Хитцфельд и без 5 минут чемпион Германии

В начале последней десятилетки XX века Горлукович отправился в Германию. Дортмундская «Боруссия» выложила 800 тысяч за грозного русского защитника. Но у немцев на тот момент существовал довольно жесткий лимит на легионеров, из-за чего Сергей зачастую вынуждено оставался на скамейке. В сезоне 91/92 провел всего лишь 7 матчей, однако чуть было не примерил на свою шею золотую медаль победителя Бундеслиги.

«На чемпионство три команды претендовали — «Айнтрахт», мы и «Штутгарт». В последнем туре «Айнтрахт» проигрывает «Ганзе» 0:2, мы ведем в гостях у «Дуйсбурга» 1:0, а «Штутгарт» играет 0:0 в Леверкузене. До конца матчей остается пять минут, при таком раскладе мы первые — и тут Бухвальд из «Штутгарта» забивает гол».

Оттмар Хитцфельд, тренировавший «Боруссию», начиная с сезона 91/92, частенько играл на нервах Горлуковича. По словам Сергея он периодически подходил к россиянину перед матчами и говорил, чтобы тот был готов выйти в стартовом составе, но стартовый протокол фамилии Горлукович в итоге не отражал.

Всего за «шмелей» Горлукович провел 44 матча, в которых сумел забить один мяч. После этого отправился в «Байер», но не из Леверкузена, а из Юрдингена, где отыграл три сезона, успев поработать лифтером (команда, несмотря на отличную игру защитника в сезоне 92/93, вылетела из 1 Бундеслиги). Однако, на следующий сезон сумела вскарабкаться обратно и даже удержаться в высшем эшелоне. Значение россиянина в этих достижениях переоценить весьма проблематично.

Уроки немецкого и 50 марок

«Боруссия» потребовала от Горлуковича мгновенной адаптации, в том числе, изучения немецкого языка. По условиям контракта футболист должен был самостоятельно оплатить услуги репититора, но Горлукович рассудил иначе.

«Слышь, ты! Вот тебе 50 марок, уходи и чтобы я тебя больше не видел. Скажешь в клубе, что мы с тобой занимаемся с утра до вечера…» Почему я должен платить?! А через три-четыре месяца заговорил. После игры пойдешь, пивка выпьешь, в баре посидишь — самый лучший урок».

Разумеется, этот спитч был адресован к репетитору. Хорошо хоть это был мужчина. А  немецкий, к слову, Горлукович знает отменно и до сих пор ездит в эту страну — практикуется на Октоберфесте (шутка).

Оказывается вот она какая эта школа языкознания.

Обида Семина и переход в «Спартак»

Отыграв три сезона в Юрдингене, Сергей понял, что нужно отправляться на родину. На тот момент Газзаев вел вперед могучую «Аланию» — будущего чемпиона 95-го года. Туда и выдвинулся могучий защитник. Однако, спустя пять игр контракт был разорван, и Горлукович Владикавказ покинул. Впрочем, это было связано не совсем со спортивными причинами. Кавказский быт сильно отличался от немецкого, а Горлуковичу хотелось более размеренного уклада жизни.

Зимой 96-го Сергею Горлуковичу поступил звонок от вице-президента «Спартака» — Григория Есауленко. Как раз в то время красно-белые потеряли Хлестова, который травмировался на коммерческом турнире в Германии, а сам Горлукович уже договорился о переходе в свой бывший клуб — московский «Локомотив» и должен был со дня на день вылетать на сбор в немецкий Штуттгарт.

Есауленко сразу предложил футболисту прилететь в Карлсруэ, где расположился «Спартак». По итогам личной беседы с Есауленко и Ярцевым единственным условиям россиянина стало согласование его кандидатуры непостредственно с Романцевым. В итоге, получив добро от Олега Ивановича и, взвесив все «за» и «против», Горлукович перешел в стан «красно-белых». Разумеется, Юрий Павлович Семин остался недоволен, хотя Сергей позвонил и извинился, стараяся объяснить свой поступок главному «железнодорожнику».

«Обиделся ли Юрий Павлович? Думаю, да».

И это тоже в духе Горлуковича, который на протяжении всей карьеры был убежден: поступает более амбициозное со спортивной точки зрения предложение — соглашайся. 

Своему вектору он не изменяет даже подавшись на тренерские хлеба:

«Если бы я сейчас был тренером в Хабаровске и ко мне пришел игрок с вопросом, можно ли уйти в клуб премьер-лиги, — купил бы ему билет за свои деньги».

Сенсационный штрафной в ворота «Ростсельмаша»

Чемпионат 96-го завершался. Встреча 33-го тура «Спартак» — «Ростсельмаш» подходила к концу и уже перевалила за 80 минут основного времени, когда будущий футболист киевского «Динамо» Алексей Герасименко забил гол. Чемпионские котировки «Спартака» мгновенно рухнули вниз. 

Но тут вдруг штрафной в противоположные ворота и к мячу подходит «Дед». Властным движением отодвигает Тихонова и Титова, а потом бьет, да как элегантно — прямо в девятку. Неотразимо и на удивление изящно. Есть в этом что-то от легендарного гола Валерия Шмарова в ворота «Динамо» из Киева в 89-м, только вот угол другой.

«Последние минуты, мы вновь проигрываем, на этот раз 0:1. Если не забиваем – прощай, золото. Перед этим мы раз 15 били стандарты, и Тихонов, и Кечинов. Не идёт мяч в ворота, и всё! И тут подходит Горлукович, отодвигает Тихонова: отойди, сынок! Я рядом стоял, думаю: если «Дед» сейчас не забьёт, то конец! А он со штрафного кладёт в девятку», – вспоминал тот эпизод Егор Титов.

Интересно, что «Дед» никогда не славился такими ударами и считался игроком в большей степени жестким, чем техничным, но именно в нужный момент исполнил как надо. Лавры того чемпионства с ярцевским детским садом по праву во многом принадлежат Сергею Горлуковичу. Его вклад был огромен. И штрафной лишь маленький штришок в чемпионскую лепту Сергея.

Две бутылки водки и утренняя тренировка

По словам Виктора Самохина, бывшего помощника Романцева: «После матчей Горлукович ехал в бар, заказывал две бутылки водки. Моментально их выпивал и исчезал. Зато на следующее утро приезжал на тренировку раньше всех, наматывал круги в непромокаемом костюме — и ни у тренеров, ни у врачей к нему претензий не было».

****

Удивительная самодисциплина и фантастическая сила воли. Именно такие качества можно считать основными в психологическом портрете Сергея Горлуковича. Человек провел в составе «красно-белых» всего три сезона и успел стать в доску своим, запал в самое сердце многим поколениям болельщиков московского клуба.

И сейчас образ настоящего русского мужика у многих любителей лучшей игры в мяч неразрывно связан с Сергеем Вадимовичем.

Я частенько читаю комментарии на новостных спортивных ресурсах. В самые тяжелые, самые черные спартаковские дни многие склоняются к тому, что команде нужен свой Горлукович. Эта фамилия уже стало именем нарицательным в российском футболе. Спартаковцы неизменно требуют назначить Горлуковича на любую должность в клуб, чтобы было кому вправить мозги нынешним лентяям. Пусть это и наивно, но зато от души.

Люди помнят как совсем юный Титов мог отхватить звонкую затрещину, а любимый Тиша быть бесцеремонно отодвинутым от игрового снаряда этим самым человеком-глыбой, имя которого обросло легендами и навечно затаилось в чаше уже реконструированных Лужников. 

Именно таким и должен быть лидер. Непререкаемый авторитет, который своим спуску не даст, но и обидеть не позволит. Тот, кто в защите отстоит как надо, а если больше некому — пойдет, как самоходная установка в центр штрафной противника и забьет гол, а если не забьет — распугает. Примерно вот так:

С днем Рождения, Дед!

Фото: «Советский Экспресс». 

Подписывайтесь. Впереди ещё много интересного!

Возможно Вы еще не видели эти материалы нашего блога:

Кто из бывших хоронил Спартак?

Уйти или остаться. Ивелин Попов на распутье

«Средство от Таски». Уедет ли спартаковский защитник в Турцию в это трансферное окно?

Наша группа ВКонтакте, для всех КБ.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям