примера Испания Эйбар
Давид Сильва начинал тут.
В 2009-м «Эйбар» – маленький, только что упавший в сегунду В клуб из города с населением 27 417 жителей, с крохотным бюджетом и новым молодым президентом, который никогда не увлекался футболом – поставил себе нереальную цель. «Мы будем играть в Ла Лиге», – декларировал босс. Над ним посмеялись.
Сейчас «Эйбар» припарковался на 7-м месте Ла Лиги и рвется в еврокубки, а их кейс обсуждают в лучшей бизнес-школе Европы.
Голливудская история выхода в Ла Лигу
В средневековье на полигонах Эйбара испытывали ружья, выточенные в цехах местной фабрики – она считалась лучшей в Испании. В 1980-х оружейная промышленность оказалась в нокдауне: производство потеряло актуальность, фабрики сократили персонал. Зарплаты задерживались, а полигоны зарастали сорняками.
Футбол отвлек местных от уныния – миниатюрный стадион «Ипуруа» на 7 тысяч зрителей забивался до отказа. К сезону-2017/18 он стал полноценным полигоном – «Эйбар» («лос армерос» – «оружейники») устраивает командам Ла Лиги регулярные учения, а некоторых даже казнит. Стадион отлично помнит, что такое печаль и страдание – он вырос на окраине города в 40-х на руинах гражданской войны. Вырос вместе с клубом, который теперь символизирует возрождение города – команду обожают все местные, а клубный флаг до сих пор развевается над зданием мэрии.
Революция в клубе началась в тяжелое время. В 2009 году «Эйбар» был на грани – вроде только поднялись в сегунду, но закрепиться там мешали нищенские финансы. Новым президентом клуба стал 34-летний экономист Алекс Аранcабаль, не имевший до этого никакого отношения к футболу. Он закончил престижный университет Деусто в Бильбао, преподавал там, а за два года до президентства получил степень доктора экономических наук и управления бизнесом.
«Мы играли в сегунде, заняли 21-е место и вылетели в сегунду В. Представьте, что я чувствовал. Это был кошмар, – несмотря на болезненное падение президент не переставал мечтать. – Уже тогда я поставил масштабную цель – подняться в Ла Лигу. Когда я говорил об этом, люди смеялись надо мной».
Арансабаль иначе относился к пониманию кризиса: «Мы привыкли, что это что-то страшное и плохое, но почему? Кризис – это круто. Верный момент для того, чтобы изменить все. Понимание того, что «Эйбар» – маленький и бедный клуб, дало нам силу и искренность рассказать нашу историю миру».
Алекс – чистый бизнесмен. В 2016-м он понял, что сделал для клуба все, и оставил пост президента. Сейчас Алекс продолжает изучать спортивный менеджмент, проводит много времени в библиотеке, читает лекции в университете и занимается консалтинговым бизнесом.
Алекс был хорош – «Эйбар» дважды повысился в классе за два года. И когда, казалось, невозможное было сделано, на клуб свалилось новое испытание. В 2014 году Ла Лига поставила им жесткие условия: либо они увеличивают бюджет на 1,7 миллиона евро и проводят реконструкцию «Ипуруа» (минимальная вместимость эстадио Ла Лиги должна быть 15 000 мест, но здесь было проще – согласно 18-й директиве испанского сборника законов, клуб мог рассчитывать на отсрочку в два года), либо выметаются – за невыполнение требований испанская федерация лишает их профессиональной лицензии и выгоняет в сегунду В.
«Демократия – основа всего для нас. Мы никто без людей. Была возможность продать клуб единственному инвестору, но в таком случае мы предали бы себя», – вспоминает Арансабаль.
Нужно было рисковать. Клуб запустил краудфандинговую кампанию Defend Eibar. Условия просты: любой мог приобрести акцию стоимостью 50 евро. Единственное – никто не в праве держать больше 5% акций. За три с половиной месяца они реализовали 36 000 акций среди 11 130 инвесторов из 69 стран. Больше всего денег прилетело из Испании, США, Китая, Британии и Германии. Но акционерами клуба становились и в Казахстане, Ливане, Сингапуре. Кампания помогла «Эйбару» остаться в Ла Лиге и оказалась отличной пиар-акцией: команда засветилась в топовых медиа и схантила новых болельщиков со всей планеты. Прямо сейчас у клуба 34 официальных фан-клуба, включая департаменты в Штатах, Германии и Австралии.
Карта акционеров клуба:
Сейчас «Эйбар» – клуб без долгов и с самой прозрачной моделью функционирования в Испании, а может, и в мире. Все отчеты выкладываются на официальном сайте – похоже, у них нет никаких секретов. Ежегодно в конце сезона проходят выборы в совет директоров и встречи акционеров – там руководство отчитывается о ситуации в клубе, акционеры голосуют за бюджет, а еще строят стратегические планы. Если вы акционер, то необязательно прилетать из Штатов или прорываться из Ливана – с вами свяжутся по электронной почте. На этот сезон был принят бюджет 45,3 миллиона евро – абсолютный рекорд в истории клуба. А ведь четыре года назад они едва собрали 2 миллиона.
Вообще «лос армерос» умеют притягивать удачу. Разбушевавшийся «Эйбар» начинал в Ла Лиге-2014/15 как зверь. Сходу разбил «Сосьедад» в баскском дерби, а за весь первый круг набрал 27 очков, финишировав в середине таблицы. Во втором круге команда выдохлась, много проигрывала, набрала всего 8 очков и в драматичной концовке упала в чулан. Но спасла судьба – «Эльче» занял 13-е место, но его боссы дико намутили с финансами (не платили зарплаты и налоги, долг – 5,5 млн долларов) – и клуб дисквалифицировали.
Уникальный бизнес-кейс
История «Эйбара» и грамотная стратегия президента в условиях кризиса заинтересовали престижную бизнес-школу IESE – входит в топ-10 лучших бизнес-школ мира и лучшая в Европе по версии New York Times. Филиалы и кампусы IESE есть в Мадриде, Барселоне, Нью-Йорке, Мюнхене и Сан-Паулу.
Профессора IESE в 2015 году исследовали футбольный сектор Испании – он дает 2,328 миллиарда евро дохода (сейчас – 2,437 миллиарда, в Англии – 4,865, в Германии – 2,712 и 1,917 в Италии) и составляет 0,75 процента ВВП Испании (суммарной рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории страны), но имеет бешеные долги, оцениваемые в 3 миллиарда евро: 22 из 33 спортивных ООО, которые выступали в примере с 2003 года, заключали договоры с кредиторами.
«Эйбар» зацепил ученых нестандартными характеристиками: небольшое население города (27 000 жителей – 280-е место в рейтинге населения Испании) и большое количество акционеров; два последовательных повышения в классе (из сегунды В – в сегунду, из сегунды – в примеру), несмотря на бюджетные ограничения; увеличение бюджета от 1 до 32 миллионов всего за три года; прибыль в 4,4 млн евро после уплаты налогов, 7,6 млн евро собственных средств и нулевой долг.
Особенно ученые выделили:
• инициативу как основу бизнеса. «Эйбар» – единственный клуб из топ-5 чемпионатов, который запустил краудфандинговую кампанию.
• близость к болельщикам. В случае «Эйбара» – самые дешевые абонементы в Ла Лиге.
«Благодаря грамотному финансовому менеджменту они ничем не отличаются от других клубов примеры», – заверили ученые. Бизнес-школа использует кейс «Эйбара» в учебном процессе на 5 континентах. На сайте школы ресерч можно купить за 6,75 евро.
Весной 2016-го президента «Эйбара» Алекса Аранcабаля пригласили на TED – топовую и крупнейшую площадку, где выступают бизнесмены, ученые, артисты, политики уровня Билла Клинтона. Алекс толкнул мощную речь, рассказал о себе и секрете успеха «Эйбара», а еще очаровал аудиторию занятными картинками: показал последствия гражданской войны для Эйбара, сравнил бюджеты его клуба и «Реала», пошутил, что на «Камп Ноу» поместится население трех Эйбаров.
На «Камп Ноу» поместится население трех Эйбаров.
Продуманная селекционная политика
Ее лаконично описал спортдир Фран Гараганса: «Во втором дивизионе и других лигах много людей, переросших этот уровень, но по разным причинам не играющих на высшем уровне. Мы даем им такую возможность». Помимо игровых навыков, особо ценятся человеческие качества. Для нас важно, как игроки себя ведут, насколько готовы адаптироваться в коллективе».
В 2010 году «Эйбар» играл в сегунде В, тогда никто и не думал о селекционном отделе. Клуб выживал и из-за финансовых трудностей, расстался со спортивным директором Хесусом Мерино – его зарплата была просто не по карману. Президент «Эйбара» пошел на риск и назначил спортивным директором синьора Гарагансу. К тому моменту Фран проработал в структурах клуба около 10 лет, но у него совсем не было опыта для такой должности: «Я провел огромное количество бессонных ночей, наблюдал за сотнями матчей, составлял отчеты и делал все возможное, чтобы нанимать игроков, не превышая лимит расходов».
После исторического выхода в примеру «Эйбар» расширил селекционную службу – в штате было всего два скаута, которые патрулировали внутренний рынок. Гараганса убедил руководство, что так поступать неправильно: «Ориентироваться только на Испанию в плане выбора кадров – путь в никуда. Он нас уничтожит. Нам нужно открывать новые рынки за рубежом: в Южной Америке, на Балканах».
Сейчас структура селекционного отдела «Эйбара» предельно проста. Босс – спортивный директор клуба Фран Гараганса, его зам – технический секретарь Микель Мартия и рулевой скаутской службы – Унаи Эскурра. Скаутская паутина «Эйбара» охватывает 15 чемпионатов в 10 странах: Испания (примера, сегунда, сегунда В и терсера), Португалия (второй дивизион и U-19), Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина и Черногория – в Европе; Аргентина, Чили, Уругвай, Колумбия – в Южной Америке. В прошлом году «Эйбар» дополнительно нанял четверых скаутов – известного в прошлом хорватского футболиста Мате Билича (отвечает за балканские лиги), Альберто Гонсалеса (Чили и Колумбия), Томаса Амарала (третий дивизион Португалии) и Йосу Гвинея (бывший футболист «Эйбара» – он отвечает за игроков клуба в аренде плюс следит за сегундой и сегундой В). Скаутский штат насчитывает 14 человек.
При построении скаутской сети «Эйбар» тщательно анализирует рынки, на которые планирует заходить: «В Голландию, Россию, Чехию или Швецию мы не лезем из-за длительной адаптации игроков и проблем с языком. К тому же специфика этих чемпионатов отличается от испанского. Например, мы не работаем в Голландии, потому что считаем, что в Эредивизи есть проблемы с игрой в защите – из-за этого там много неплохих и результативных форвардов, но в Испании они непременно столкнутся с большими трудностями и уж точно не будут забивать в таком количестве. Южная Америка, Аргентина, Португалия, Уругвай – отличные рынки: на них умеренный спрос, нам близок их менталитет, нет проблем с языком. Здесь можно недорого подписать классного футболиста», – объясняет Гараганса.
Постепенно «Эйбар» превращается в фабрику крутых игроков. Всего три года назад они не могли себе позволить трансфер дороже миллиона евро, поэтому набирали футболистов в аренду. В 2015-м самым дорогим приобретением клуба в истории стал японец Такаси Инуи – за него выложили 500 тысяч евро, а переехал он из франкфуртского «Айнтрахта». Такаси перевез жену и сына из Токио в Эйбар, совсем не зная ни испанского, ни английского. Несмотря на все трудности, он заиграл сразу и в первой же игре отдал голевой пас, а в Эйбар ринулись толпы японских журналистов. Футбольные фаны из Японии просто сходили с ума по Инуи и его новому клубу: «Эйбар» стал третьим по популярности клубом примеры в Японии, футболки Такаси пробили клубный рекорд по продажам, а еще японские туристы ринулись в Страну Басков и жаждали увидеть своего фаворита, наполняя городскую казну скромного города.
Инуи оказался очень ценным активом не только на поле, но и с позиции бизнеса и дипломатии. Такаси ездил в составе королевской делегации Испании к японскому императору. Еще на «Ипуруа» иногда заезжает посол Японии в Испании – там они ведут переговоры.
Сейчас «Эйбар» сменил бизнес-модель: они стараются не арендовать, а покупать перспективных футболистов, которых идентифицирует мощная скаутская сеть, а спустя сезон или два продают их в несколько раз дороже. Летом «Эйбар» отправил в «Ньюкасл» Флориана Лежена за 10 миллионов евро, хотя в 2016-м он достался им всего за 1,5 миллиона.
Деньги от продажи Лежена они потратили с умом: купили за 3,5 миллиона португальского центрального защитника Паулу Оливейра – ему 26 лет, он 3 года выступал за лиссабонский «Спортинг» (сыграл более 60 матчей) и даже вызывался в сборную Португалии. Сейчас он один из ключевых игроков «Эйбара»: отбегал 18 матчей, лидер команды по выигранным верховым единоборствам (в среднем, 2,99 за матч) и выносам мяча (в среднем, 5,6 за игру).
Еще на португальском рынке скауты заметили испанского вингера Хосе Анхеля – он начинал в академии хихонского «Спортинга», 2 сезона отыграл за «Рому», а в 2014 году осел в «Порту» (за них он сыграл 14 матчей).
Хорошо летом потрудились скауты, отвечающие за внутренний рынок. Из «Алькоркона», выступающего в сегунде, пришли сразу два классных игрока. Первый – сербский вратарь Марко Димитрович, который с первых туров стал номером один: отыграл все матчи и является важным звеном в тактических построениях тренера. Второй – 22-летний вингер Иван Альехо на перспективу, он пока не железный игрок основы, но из своих 10 игр выжал по максимуму: забил гол и раздал 3 ассиста.
Тренерский штаб, стиль игры и атмосфера
Перезапуском проекта рулил уже другой тренер – в 2015 году вместо Гаиски Гаритано выбрали Хосе Мендилибара. В 2004-м его, тренировавшего молодежку «Атлетика» и пару клубов подвала, уже приглашали в «Эйбар». Менди поставил шикарный футбол, едва не привел команду к победе в сегунде и завоевал такой респект, что все же оказался в примере – позвал «Атлетик».
В «Эйбаре» Хосе раскрыл Давида Сильву – молодого парня на сезон занесло в аренду в маленький городок. Они дружат до сих пор, Мендилибар периодически сверкает в VIP-ложе на «Этихад», а Давид с удовольствием вспоминает те времена и нахваливает Хосе: «Думаю, происходящее с «Эйбаром», в первую очередь, связано с тренером. Помимо тактических, технических и других знаний Хосе умеет ладить с людьми. Он отличный психолог».
Когда Мендилибар уходил из «Осасуны», игроки рыдали. «Хосе – очень хороший человек и идеальный тренер. Игроки верили в него и в наших неудачах Менди виновен меньше всего. Жаль, что его сделали крайним», – в слезах говорил капитан Пуньяль.
Футбол «Эйбара» емко описал бывший тренер «Сельты» и «Севильи» Эдуардо Бериссо: «Их игра не требует большого процента владения мячом. Но каким-то образом они постоянно торчат в чужой штрафной и очень эффективно используют пространство. Их игра – смесь вертикального и горизонтального футбола. Они хороши как в быстрых выходах в атаку, так и в коротких розыгрышах у ворот соперника. Противостоять этому трудно. Иногда непонятно чего от них ожидать».
В составе «Эйбара» нет звезд и явного лидера. В команде всего два игрока, которые сыграли во всех матчах примеры: вратарь Димитрович и защитник Андер Капа. Капа – единственный воспитанник в основном составе, только он и Дани Гарсия прошли путь от сегунды б до Ла Лиги. Главный бомбардир – 33-летний Шарлес, он 14 лет скитается по испанским клубам разного калибра. В прошлом сезоне его списали из «Малаги», «Эйбару» он достался бесплатно.
«Эйбар» не всегда побеждает, но душит любого соперника. Это проявляется не только в интенсивном давлении, но и в рисунке их матчей – 33% действий совершается на трети соперника. Территориально смелее басков играет только «Реал». «Эйбар» не стремится владеть мячом, поэтому часто эти действия у чужих ворот – перепасовки соперника, который из-за мощного прессинга не продвигается вперед. Для высокого прессинга Мендилибар использует высокую линию защиты. Вратарь команды Марко Дмитрович первый в Ла Лиге по выбеганиям за пределы штрафной – так он страхует защитников.
Тренерский штаб «Эйбара» насчитывает всего шесть человек – Мендилибар, его помощник Иньяки Беа, тренер по физподготовке Тони, главный по вратарям Анусита и аналитики Андони и Унаи Эскурра. Последний 5 лет жил в Англии, стажировался в «Манчестер Сити», «Вест Хэме», «Лестере», «Челси», «Фулхэме» и даже в сборной Англии по гандболу.
Из-за недостатка денег «Эйбар» экономит. Эскурра, например, помимо аналитической работы в кабинетах, торчит на тренировках с видеокамерой и рулит скаутской службой – получает террабайты видеоматериала из 10 стран, делает нарезки и доносит их до спортивного директора.
Андони более плотно работает с Мендилибаром – отдает переработанные нарезки и по 50 страниц отчетов. Иногда Андони, Мендилибар и Беа обсуждают тактику после обеда во время сиесты на клубной базе: «В Эйбаре очень круто, здесь можно обрести душевное спокойствие. Мы – маленькая семья. Тренерский штаб, отдел маркетинга или пресс-служба. Мы ежедневно обедаем вместе», – говорил Андони.
Атмосферу единства боссы «Эйбара» подпитывают социальными проектами и благотворительностью. За это отвечает SD Eibar Foundation – некоммерческая организация, которая организовывает хабы для молодежи, разрабатывает программы социальной активности, ходят с лекциями о правильных ценностях и гендерном равенстве по школам, а еще развивают и преподают баскский язык. Благотворительность в основном построена вокруг беженцев – в их поддержку они периодически проводят акции, иногда отправляют в специальные фонды по 5 евро с каждого билета.
В 2017 году SD Eibar Foundtion объединился с местной благотворительной организацией Egoaizia для оказания поддержки жертвам наводнения в Перу – приличный прайс с билетов против «Лас-Пальмаса» пошел на покупку гуманитарки. В тот же год «Эйбар» жертвовал 4000 евро жертвам пожаров в Галисии.
Бывший игрок «Эйбара» Ману Дель Мораль восхищался: «Я обожаю тот факт, что команда, клуб, болельщики – одно целое. Практически все живут на одной улице, ну или на параллельной. Это наш секрет успеха. Единство и солидарность позволяют клубу с очень маленьким бюджетом давать очень хороший результат».
Фото: Global Look Press/Mutsu Kawamori/AFLO, Daisuke Nakashima/AFLO, Panoramic/ZUMAPRESS.com; twitter.com/A_Aranzabal; Gettyimages.ru/Juan Manuel Serrano Arce; sdeibar.com; facebook.com/Iesebusinessschool; REUTERS/Juan Medina; twitter.com/eitbkirolak; sdeibar.com/Felix Morquecho
Источник: