олимпийский хоккейный турнир Владимир Юрзинов Турин-2006 Владимир Крикунов сборная Канады сборная России

Турин-2006 мог стать для нас великим, но не стал.

Победе сборной России над Канадой на Олимпиаде в Турине не очень повезло. Как самостоятельная большая история она прожила всего два дня – успех быстро стал восприниматься в связке с безропотными 0:7 в двух следующих матчах. В хоккейном ремейке главной итальянской сказки золотой ключик достался незадачливому Буратино и был им быстро потерян.

Тот провал – одна из главных загадок в истории российского хоккея. Версий случившегося много. Главный тренер Владимир Крикунов нашел традиционную причину и списал все на загул команды, который якобы организовал капитан Алексей Ковалев. Тот, в свою очередь, обвинял Крикунова в некомпетентности.

«Этот тренер вообще не имеет понятия, как вести команду. Я это увидел еще на последнем чемпионате мира. Можно любого человека с улицы с секундомером в руках поставить – и он ничуть не хуже будет» (Алексей Ковалев, «Коммерсант», 2006 год).

На этом фоне оригинальным объяснением выглядело открытие «закона плей-офф» – с Канадой нам можно встречаться только в финале. Если до него – то тупик: либо от них поражение, либо сразу после – мотивация на остальных уже не та. Удивительно, но на всех следующих турнирах это правило работало. Ранняя встреча с Канадой заканчивалась либо поражением от нее (Ванкувер-2010, Торонто-2016, Кельн-2017), либо резким спадом и неудачей после победы (Кельн-2010, Братислава-2011).

Если же вернуться к Турину, то столь быстрое падение нашей сборной стало лишь одной из странностей, которыми отличался хоккейный турнир той Олимпиады.

Канада проиграла Швейцарии, получив два гола от бывшего соотечественника – Пауля ДиПьетро – и не забив в ответ ни одного. А до этого «белые кресты» обыграли еще и чехов. Россия после разгрома шведов еле-еле справилась с Казахстаном. Швеция не особенно упиралась в матче со Словакией, ведь поражение обеспечивало ей удобную сетку без России, Канады и Финляндии вплоть до финала. Но наказания за такую расчетливость не последовало: шведы обыграли в матче за золото финнов, которые на том турнире выглядели непобедимой машиной.

Странная сборная России

В России при подготовке к туринской Олимпиаде попытались совместить несовместимое – советскую и североамериканскую модели управления сборной. С одной стороны – Крикунов, с другой – генеральный менеджер Павел Буре, чья должность больше не подразумевала функций завхоза и администратора. Планировалось, что за ним будет последнее слово при определении состава на Игры. Но на деле все явно сводилось к паритету: Буре больше отвечал за энхаэловцев, Крикунов – за игроков суперлиги.

Такое разделение полномочий выглядело даже логичным. Впервые в истории Олимпиад с участием игроков НХЛ реальными кандидатами на попадание в состав (не в качестве третьего вратаря) стали игроки из российской лиги – в частности, молодой лидер «Магнитки» Евгений Малкин. Но в итоге противоречивая система менеджмента привела к странностям в комплектовании. В основном это касалось кандидатов из суперлиги. 

В первой версии состава были сразу три представителя крикуновского московского «Динамо» (восьмое место в чемпионате России-2005/06) – защитник Дмитрий Быков, форварды Максим Сушинский и Александр Харитонов. А вот лучшие бомбардиры сезона – Сергей Мозякин из ЦСКА и Алексей Морозов из «Ак Барса» – в заявку не попали. Теоретически из Казани Крикунов мог бы взять целое звено ЗЗМ, но Сергею Зиновьеву в тот раз помешала история с допингом. Морозова же, как и результативного капитана «Витязя» Александра Королюка, Крикунов брать никак не хотел. По его мнению, они слабо проявили себя на Евротуре. Королюка включили в заявку только после того, как травму получил Алексей Жамнов, но узнал Александр об этом почему-то от журналистов.

Главной проблемой стало то, что Крикунов и Буре не подстраховались на случай травм. Их оказалось много, и заменять выбывших начали игроками все того же «Динамо» и «Локомотива» – Денисом Куляшом (в итоге тоже травмировался и не сыграл), Сергеем Жуковым, Андреем Таратухиным, Иваном Непряевым. К такому активному задействованию ярославцев не мог не приложить руку Владимир Юрзинов-старший, тренировавший тогда «Локомотив» и входивший в тренерский штаб сборной.

Можно засчитать оправдание, что энхаэловцы и амбициозный Морозов не соглашались сидеть в запасе, но такое «землячество» и создание лжебазовых клубов все равно выглядело нонсенсом. В составе сборной на главном турнире четырехлетия появились игроки, которые его уровню просто не соответствовали. В последующие годы они и на чемпионаты мира-то почти не привлекались. 

И когда в Турине не пошла игра у ряда бомбардиров из НХЛ (Ковальчук забивал только Латвии, Яшин был не так хорош, как на своих лучших ЧМ), поддержать лидеров, вытащивших матч с Канадой, оказалось некому. Из 12 периодов в матчах плей-офф 11 наше нападение отработало вхолостую, без голов.

Были и такие моменты, которые сейчас кажутся просто дикостью. В первом матче со словаками в воротах сыграл Илья Брызгалов и пропустил 5 шайб, а Крикунов потом заявил, что ошибся с вратарем. Решение он принимал сам – тренера вратарей в штабе не было.

«А что с вратарями работать, вы мне объясните? Турнир-то короткий. Тренировок почти не будет, только матчи» (Владимир Крикунов, «Советский спорт», 2006 год). 

Тогда же Крикунов заявил, что для Брызгалова Олимпиада закончена. Тактом в плане человеческих отношений с игроками этот специалист никогда не отличался, и это сказывалось. После всех олимпийских разборок на чемпионат мира к нему приехал один-единственный энхаэловец – Александр Овечкин. Поэтому тут можно понять следующего тренера сборной Вячеслава Быкова с его постоянными «надо поддержать того-то» и прочими «Илюшками», «Сашками» и «Женьками». Игрокам, уставшим от придирок прошлых тренеров и нападок «патриотичного» стеблинского руководства ФХР, была просто необходима диктатура сердца.

Странная сборная Канады

Проблемы канадцев на турнире были в чем-то похожи на наши. Есть даже конкретные совпадения: в трех своих последних матчах «кленовые» провели те же самые 11 периодов без голов. А вообще в половине матчей в Турине они не смогли забросить ни шайбы. Когда еще такое было и будет?

После турнира много говорили о том, что победные Олимпиада-2002 и Кубок мира-2004 сделали канадцев слишком самонадеянными. В туринском составе насчитывалось шесть человек, которые играли на обоих турнирах, а еще 11 участвовали хотя бы в одном. Командой по-прежнему руководили генеральный менеджер Уэйн Гретцки и главный тренер Пэт Куинн.

Они в один голос утверждали, что эта команда по таланту превосходит прошлый созыв. Уверенность в победе была настолько высокой, что специальный самолет, на котором команда прилетела на Игры, должен был вернуться за ней только после финала. А в Турине у Гретцки больше спрашивали не о составе, а о скандале с устройством подпольного тотализатора, в котором были замешаны его помощник по «Финиксу» Рик Токкет и жена Джанет. 

Зато потом на канадских руководителей обрушился шквал критики, в частности, за слабое омоложение команды. Это было не очень справедливо – в целом, сборная была моложе, чем в Солт-Лейке, где одних только суперветеранов в возрасте за 35 было пятеро. Молодое поколение в Турине представляли такие игроки, как защитник Джей Баумистер, форварды Рик Нэш и Дэни Хитли.

Но все перечеркивали слишком яркие частности. Символом консерватизма стало присутствие в составе 31-летнего костолома Тодда Бертуцци (инцидент со Стивом Муром был еще у всех на памяти) и 34-летнего Криса Дрэйпера при отсутствии 18-летнего Сидни Кросби (102 очка в сезоне-2005/06) и 21-летнего Эрика Стаала (100 очков). 

Комментируя непопадание в состав, звездный новичок «Питтсбурга», сам того не зная, предсказал одну из проблем Канады в Турине, касавшуюся сдерживающих звеньев. 

«Я понимаю, что в Канаде много хороших хоккеистов. На Олимпиаду набирают не команду для Матча всех звезд, не сборную лучших бомбардиров. Целью является победа. В сборную попадают нападающие, которые должны уметь обороняться, играть в меньшинстве, игроки, которые могут действовать в разных ситуациях. Либо я не подошел для этой роли, либо просто не заработал себе места в составе» (Сидни Кросби, ESPN, 2005 год). 

Склонность к ролевым экспериментам у канадцев была на Кубке мира-2004 и представительном из-за локаута ЧМ-2005, куда брали не только Дрэйпера, но и его партнера по знаменитой чекинг-лайн «Детройта» Кирка Молтби (правда, в Торонто он ни одного матча не сыграл). Но в Турине команда недосчиталась поддержки от нижних звеньев – сразу пять нападающих не забили ни гола за турнир. А тот же Бертуцци в матче с Россией отличился удалением в самом начале третьего периода, что позволило нашим забить решающий гол.

При подготовке к следующей Олимпиаде канадцы эти уроки выучили. В Ванкувере у них не было чистых ролевиков, а лидерами стали победители недавних молодежных чемпионатов мира. Номинальные третье и четвертое звенья «кленовых» с Райаном Гецлафом и Джонатаном Тэйвсом сборную России просто закошмарили, а без заброшенных шайб Игры завершил только 13-й нападающий Патрис Бержерон.

Странная победа в странном месте

Сценарий матча между Россией и Канадой получился нетипичным для противостояния. И давняя, и на тот момент недавняя (ЧМ-2005), и будущая его история приучили к тому, что русские против канадцев – это почти всегда интригующий сюжет с большим количеством голов. 

В Турине же после двух периодов не залетело ни одного. Игра при этом не была унылой, напряжение буквально висело в воздухе и часто толкало команды на необязательные удаления. Канадцам пришлось начинать второй период в меньшинстве после пререканий с судьей в перерыве, а Малкин в самой концовке сцепился с Винсентом Лекавалье и получил матч-штраф. Это, кстати, тоже сказалось на дальнейшей судьбе сборной России – в следующем матче играть пришлось в 11 нападающих.

Но при этом все равно остается ощущение, что соперники не смогли развернуться в полную силу. Канадцы так и не избавились от проблем в атаке и за эти 40 минут только 16 раз бросили по воротам Евгения Набокова. Два с лишним года спустя в Квебеке они набросали ему столько же только за один первый период финала. Наши атаковали больше, но по моментам уступали – хотя в сумме их вообще было не очень много.

Возможно, на действиях команд сказывалась камерная атмосфера, окружавшая игру. Матч почему-то проходил на запасной арене турнира, вмещавшей около 4,5 тысяч зрителей. Эта перестроенная из конференц-центра времянка стала самым странным местом, где когда-либо встречались сборные СССР/России и Канады.

Третий период больше всего напоминал лучшие матчи в истории великого противостояния. Пошли голы (канадцам один не засчитали), у ворот стало больше остроты (Набоков провел отличный матч), эмоции зашкаливали. Кульминация и развязка отсылали к самой первой встрече в олимпийской истории команд – полувеком ранее в Кортина-д’Ампеццо.

Та победа принесла СССР первое в истории олимпийское золото, в этой – очень хотелось увидеть возрождение российского хоккея. Все как будто складывалось в идеальную картину: снова Игры в Италии, опять Канада с вратарем по фамилии Бродер в составе (правда, отец Мартена – Дени – в 1956 году был в запасе) и те же 2:0.

Символичным можно было считать и то, что победный гол забил Овечкин, представитель нового, патриотичного поколения русских суперзвезд. С его именем связывалась ожидаемая всеми новая эпоха, в которой сборная снова стала бы сильной, а слово «отказник» считалось бы устаревшим.

Но в Турине она еще не настала. Уже в полуфинале против Финляндии мечты о светлом будущем оказались разбиты. Первая за долгие годы победа над сильнейшей Канадой оказалась неполноценной. Впервые в истории она не принесла нашей сборной ничего великого, пусть даже в плане сопричастности. Это был всего лишь метеор, который очень ярко сверкнул, но быстро сгорел.

Фото: Gettyimages.ru/Brian Bahr, Elsa, Al Bello; REUTERS/Mike Blake, Shaun Best

Подпишись на «Лигу болельщиков» – и ты не пропустишь крутые эпизоды из матчей, интересные тексты, загадочные тесты и щедрые конкурсы с призами от «Балтики 3»!

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям