лига 1 Франция светская хроника происшествия Монако Дмитрий Рыболовлев

У Дмитрия Рыболовлева, президента «Монако» и самого крутого русского владельца футбольного клуба после Романа Абрамовича, проблемы.

В сентябре одна из крупнейших французских газет Le Monde опубликовала расследование с заголовком Le milliardaire russe Dmitri Rybolovlev au centre d’un Monacogate («Русский миллиардер Дмитрий Рыболовлев в центре Монакогейта»). Издание утверждает, что олигарх (чаще всего в материале его называют «Le Russe» – русский) использовал связи с высшими чинами княжества для обеспечения нужного исхода судебного дела.

По следам скандала уже уволили одного министра, на Рыболовлева подали иск в суд (вряд ли последний), а он сам после обвинений в коррупционных связях уехал из княжества – якобы в отпуск. Ну и главное – «Монако» тоже пострадал.

Что там, собственно, раскопали?

40 картин за 2 миллиарда

Ненадолго заглянем в 2002-й: большой любитель искусства Дмитрий Рыболовлев (тогда еще женатый) искал в Женеве сертификат на приобретенную картину Марка Шагала.

Таня Раппо, подруга семьи Рыболовлевых, свела бизнесмена со швейцарским предпринимателем и арт-диллером Ивом Бувье (на фото). Тот достал нужный документ, и мужчины не то что подружились, но точно поверили друг в друга. Рыболовлев поделился с Бувье планом собрать мощнейшую коллекцию шедевров мирового искусства – швейцарец предложил помощь за 2% комиссии.

В 2003-м русский олигарх купил через Бувье первое полотно, а в следующее десятилетие перевел ему около 2 миллиардов долларов за 40 картин (Пикассо, Ван Гога, да Винчи и т.д.) и исполнил мечту: к 2014-му эксперты называли коллекцию Рыболовлева лучшей среди частных.

Выручила (или подвела) случайность

Повод для конфликта, а потом и для разбирательства Рыболовлева с Бувье – прямо как из комедии.

Несколько лет назад олигарх, только что заплативший швейцарцу 118 миллионов долларов за шедевр Модильяни, общался с арт-консультантом одного американского богача. Консультант между делом сболтнул, что богач недавно продал «неизвестному покупателю» тот самый шедевр Модильяни за 93 миллиона – разумеется, не догадываясь, что новый владелец картины (и последнее звено всей цепочки) сидит перед ним.

Вам тоже хочется увидеть лицо Рыболовлева в тот момент?

Ужин под диктофон

В январе 2015-го после консультаций и подсчетов олигарх подал иск на Бувье, обвинив того в присвоении миллиарда долларов обманом.

23 февраля 2015-го Рыболовлев пригласил на ужин Таню Раппо – крестную мать своего второго ребенка и заодно переводчицу, которая участвовала в общении с Бувье. В беседе Раппо призналась, что швейцарец играет нечестно. За тем же столом сидела адвокат Рыболовлева – Татьяна Бершеда, которая записывала разговор.

Файл моментально улетел в полицию, а три дня спустя Бувье, пришедшего к Рыболовлеву обсудить очередную сделку, скрутили 9 (!) оперов.

Защита швейцарца строилась на том, что в сделках с русским олигархом он выступал не как посредник, а просто как хозяин полотен – и мог выставлять какую угодно цену. Через пару дней после задержания Бувье отпустили под залог за смешные 10 миллионов евро, но делопроизводство началось.

Роскошный самовар и билеты на «Монако»

В начале 2017-го Татьяна Бершеда передала смартфон с записью разговора за ужином в суд, но судья Морган Раймонд не поленился проверить всю память устройства. К середине лета экспертизу завершили, содержимое телефона сбросили на DVD, приложили к делу и позабыли про Бувье, который до сих пор несет репутационные и финансовые потери.

В начале сентября Генпрокуратура Монако потребовала уничтожить диск – как выяснили французские медиа, обнаруженное там «потрясло основы княжества и заставило его задрожать». На DVD сохранили переписку Бершеды с высокими чинами Монако, которые организовывали задержание Бувье и которых подозревают в коррупции и торговле влиянием.

Адвокат Рыболовлева активно общалась с начальником уголовной полиции княжества Кристофом Аже и его замом Фредериком Фюзари: «Когда он (видимо, Бувье – предполагают французские журналисты) приедет, придерживаемся плана А», – написала Бершеда. Чиновники при подготовке операции намекали на связи во французской полиции и Интерполе, которые, если что, помогут.

Кстати, в переписке Бершеда регулярно предлагала им проходки на матчи «Монако».

Директору общественной безопасности Монако Режису Ассо в марте 2015-го якобы передали от Рыболовлева «роскошный самовар» и благодарность за помощь «в отношении швейцарских друзей». Ассо ответил, что посылка «взволновала его глубокую любовь к России», и заверил в «преданности господину Рыболовлеву».

Французские журналисты выходили на Ассо, который оставил службу в 2016-м, – он отказался от разговора.

Уик-энд с министром в шале

Впрочем, силовики (даже такие старательные) не способны обеспечить нужный исход дела – работа с судьями важнее.

Из содержания диска следует, что Рыболовлев крепко сдружился с тогдашним министром юстиции Монако Филиппом Нармино. В январе 2015-го, примерно за месяц до ареста Бувье, министр с супругой Кристиной ужинал у русского олигарха, еще они все вместе летали в шале Рыболовлева в Гштаде. Нармино в переписке называет те выходные «приятными», а своего русского друга – «Рибо».

Сразу после публикации материала в Le Monde, где кроме прочего используются обороты «коррупционная дружба» и «жульнические дела», Нармино объявил об уходе на пенсию в связи с повторяющимися личными обвинениями. Его арестовали и отпустили в тот же день, а дома провели обыск – дело не закрыто.

Фрэнсис Шпинер, адвокат Бувье, обвинил Рыболовлева в приватизации системы правосудия Монако и обратился к французским министрам юстиции и внутренних дел с просьбой провести расследование.

А что там с «Монако»?

В сентябре Рыболовлев, получивший серьезный имиджевый удар, отправился «в отпуск» в Лос-Анджелес. Татьяна Бершеда уехала из княжества в Лондон. Где они сейчас – неизвестно. Обвинений по «коррупционной» линии русскому олигарху так и не предъявляли, персоной нон-грата в княжестве он тоже пока не стал.

Единственный иск – за вмешательство в личную жизнь – несколько дней назад подала Таня Раппо, чьи откровения записали на ужине с Рыболовлевым. Предполагается, что Бувье делился с ней какими-то процентами от переводов олигарха. Но ее заявление – пока совсем уж частная история, просто других нет.

А вот будущее олигарха в Монако и особенно в «Монако» после всех скандалов и отставок понятно не вполне. На днях о патроне вспоминал даже главный тренер команды Леонарду Жардим: «Рыболовлев по-прежнему поддерживает нас. Он так же присутствует, так же отправляет нам сообщения. А личные дела на то и личные».

Но неприятности олигарха повлияли на команду: без видимых причин (толпы травмированных, конфликты) чемпион Франции в последние недели просел, далеко отпустив «ПСЖ» в Лиге 1 и испортив положение в группе Лиги чемпионов.

Фото: REUTERS/Eric Gaillard; commons.wikimedia.or; Global Look Press/Panoramic/ZUMAPRESS.com, permv.ru/Global Look Press, haberturk.com/Global Look Press; Gettyimages.ru/Pascal Le Segretai

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям