Елена Радионова Алена Косторная Пхенчхан-2018 Евгения Медведева Мария Сотскова Алина Загитова женское катание
Марина Крылова – о феномене женского катания в России.
В финале взрослого Гран-при на пьедестале стояли сразу две россиянки: Алина Загитова (чемпионка) и Мария Сотскова (серебряный призер). Результат мог бы быть стопроцентным, если бы из-за травмы не снялась Евгения Медведева. У юниорок получилось еще солиднее — пять мест из шести; статистику подпортила только японка Рика Кихира. Женское одиночное катание теперь главный русский вид.
Как так вышло?
Красота и здоровье
Истории большинства чемпионок в фигурном катании начинаются одинаково — родители привели на каток, чтобы укрепить здоровье ребенка.
«На фигурном катании больше всех настаивал папа, — рассказывает Елена Радионова, бронзовый призер ЧМ-2015. — Я сильно косолапила, с этим надо было что-то делать. Папе кто-то сказал, что косолапить на льду мне будет совсем неудобно, а со временем начнет исправляться и походка. Так и получилось. А потом выиграла первые же соревнования, и мы решили, что надо оставаться в спорте».
Во время занятий фигурным катанием у ребенка формируется и гармонично развивается фигура, чувство ритма и музыкальность, раскрываются артистические способности.
Обо всем этом родители знали и раньше. Но раньше на фигурном катании было достаточно сложно заработать. А тратить всегда приходилось много.
«Я из спорта ушла, когда ко мне подошли и сказали, что хореографу надо заплатить 100 долларов, — вспоминала Этери Тутберидзе в документальном фильме «Матч ТВ». — И это только за один месяц. Огромные деньги. Я даже не посмела такое произнести родителям, хотя знаю, что папа обязательно нашел бы эту сумму».
Расходы, доходы и ледовые шоу
Фигурное катание — это дорого. Только коньки стоят в районе 30-40 тысяч рублей. У детей одной пары хватает на сезон. У юниоров и взрослых, которые выполняют более сложные элементы, ботинки ломаются чаще. Еще около 30 тысяч рублей в месяц нужно отдать за тренировки, в школе Плющенко ценник еще выше — 60 тысяч рублей. Кроме того, многие занимаются индивидуально и платят дополнительно — до 3 тысяч рублей в час. Тем, кто в сборной, проще. Услуги тренеров и хореографов оплачивает федерация.
Отдельная история — костюмы. На кристаллы для платья можно потратить около 50 тысяч рублей.
Важная статья расходов — проживание в Москве или Санкт-Петербурге. Если у ребенка есть чемпионские амбиции, переезд в одну из двух столиц неизбежен. В регионах все еще нет условий для полноценной работы и развития.
«В маленьких городах катастрофически не хватает льда, — говорит чемпионка мира-2015 Елизавета Туктамышева. — Я росла в Глазове. Там на весь город один каток. Времени на то, чтобы хорошо отработать все элементы, не хватало. Когда переехала в Санкт-Петербург к Алексею Николаевичу Мишину, многое приходилось доучивать и переучивать. Была корявая, неуклюжая. Его зацепило только то, что могла высоко прыгать.
Сначала было непросто, даже с бытовой точки зрения. Жили с мамой и младшей сестрой то в гостинице, то в общежитии, потом начали снимать квартиру. Мишин и здесь помог. Без помощи такие расходы мы бы не потянули».
Далеко не у всех эти расходы окупаются. Нужно быть в числе лидеров. Но даже они начали зарабатывать более ли менее приличные деньги не так давно. Сегодня за победу на этапе Гран-при можно получить 18 000 долларов. При этом спортсмены могут выбрать для себя только два этапа и, если повезет, выступить в финале, где ценник увеличивается до 25 000 долларов. На чемпионате Европы одиночник получает 20 000 долларов, за звание лучшего в мире — 45 000 долларов.
Таким образом, за сезон фигуристка уровня Медведевой может заработать около 126 000 долларов (без учета выплат от Минспорта, ЦСП и региона). Часть доходов — от 20 до 30 процентов — достается тренеру.
Но таких, как Медведева, единицы. Для сравнения: попадание в топ-10 на том же чемпионате мира приносит около 2000 долларов. Заметно меньше, чем у лидеров, но больше, чем в тех же коньках, где платят столько же за серебро ЧМ на отдельных дистанциях.
После завершения спортивной карьеры главным источником доходов становятся ледовые шоу. До недавнего времени это практически всегда оборачивалось переездом в Северную Америку. Сейчас зарабатывать можно и в России.
По большому счету, все началось в 2002 году, когда Илья Авербух закончил с профессиональным спортом и занялся продюсированием. Авербух приглашал самых популярных фигуристов (вернул в Россию Ягудина и Бережную с Сихарулидзе) и платил хорошие деньги — от 1 до 5 тысяч долларов за выход. Сейчас, по данным из открытых источников, эти цифры выросли до 10-15 тысяч долларов. А в самом актуальном спектакле — «Ромео и Джульетта» — задействованы сразу семь олимпийских чемпионов.
«Из первого тура приехал с убытком в $100 000 – но никто не знал, что я попал». Как сделать бизнес из фигурного катания
«Ледниковый период» и популярность
Продюсерская компания Аверуха занимается постановкой ледовых шоу и спектаклей не только в городах России, но и на телевидении. Все началось после представления «Россия ждет» в 2006 году, которое показали по Первому каналу. Российские фигуристы только-только вернулись из олимпийского Турина, где выиграли три золота из четырех возможных (четвертая медаль — бронзовая — досталась Ирине Слуцкой) и сразу вышли на лед. Это был большой успех. Благодаря высоким рейтингам Авербуха и его команду пригласили участвовать в создании телешоу «Звезды на льду», которое со временем превратилось в «Ледниковый период». По оценкам журнала «РБК», ледовые программы и ТВ-деятельность приносят от 850 млн до 1,5 млрд рублей в год. По оценкам Татьяны Тарасовой, делают фигурное катание зимним видом номер один.
«Под влиянием этой программы десятки тысяч людей отвели детей в специализированные школы. А еще больше любителей, которые просто регулярно выходят на лед. В выходные дни катки забиты под завязку. Посмотрите, что на ВДНХ творится. Благодаря «Ледниковому периоду» в стране начался настоящий бум фигурного катания».
Теперь на Первом — прямые трансляции этапов Гран-при, а на «России 24» прерывают выпуски новостей, чтобы рассказать об очередной победе Медведевой.
«То, что фигурное катание часто попадает на телеэкраны, конечно, влияет на его популярность, — считает Елена Радионова. — Прекрасно помню, как в детстве танцевала перед телевизором во время трансляций и представляла, что получаю медаль. Это хороший стимул».
Традиции и чемпионки
В женском катании у России долго не было серьезных достижений. Первая медаль на чемпионате мира случилась только в 1983 году. Ее выиграла Елена Водорезова — бывший тренер и соавтор олимпийского успеха Аделины Сотниковой. Первую победу пришлось ждать еще 16 лет. Мария Бутырская стала чемпионкой мира в Хельсинки в 1999-м.
К олимпийскому золоту ближе всех была Ирина Слуцкая. В 2002 году в Солт-Лейк-Сити она проиграла одним судейским голосом американке Саре Хьюз и заняла второе место. А через четыре года в Турине стала третьей. Технически наши девушки ни в чем не уступали соперницам. Даже наоборот. Водорезова, например, первой в мире включила три тройных прыжка в произвольную программу. А Слуцкая выучила и исполнила сложнейший каскад «тройной лутц-тройной риттбергер» (Загитова тогда только родилась).
Ситуацию изменили Игры-2014, после которых в России появились сразу две олимпийские чемпионки: Юлия Липницкая — в командных соревнованиях, Аделина Сотникова — в личных. За успехом девочек дома наблюдали более юные соперницы по российскому чемпионату — Евгения Медведева, Елена Радионова, Мария Сотскова — и менее удачливые ровесницы — Анна Погорилая и Елизавета Туктамышева. Каждая из них настраивалась на борьбу в новом олимпийском цикле. С жесткой конкуренцией справились не все. Но именно она, по словам лидеров, помогает развивать фигурное катание. И привлекает все новые и новые силы.
«Конкуренция — это хорошо. Не страшно, если придут 15-летние девочки и переиграют меня. Так и должно быть, — рассуждает Женя Медведева. — Так было со всеми поколениями. Для меня главное — продолжать работать. И понимать, что я делаю это хорошо. И вообще, на самом деле, проиграть не страшно — страшно этого бояться».
Возраст и перспективы
Медведевой, абсолютному лидеру женского одиночного катания, на старте этого сезона не было и 18-и. Ее главной сопернице Алине Загитовой в этом году исполнилось 15. На чемпионате России самая опытная участница Алена Леонова оказалась старше дебютантки Алены Косторной почти в два раза — 27 лет против 14.
На чемпионатах Европы, мира и Олимпиадах такое невозможно. Там действуют возрастные ограничения — и стартовать могут только те спортсмены, которым по состоянию на 1-е число предыдущего июля исполнилось 15 лет. Правда, в ISU подумывают о том, чтобы вернуться к правилам, актуальным до 2000 года. Тогда совсем юным фигуристкам позволяли выступать на взрослых турнирах, только если они становились призерами ЧМ среди юниоров. Благодаря этому американка Сара Хьюз дебютировала на ЧМ-1999 в возрасте 14 лет, в 2002-м выиграла Олимпийские игры и завершила спортивную карьеру. После поступила в Йельский университет, который благополучно закончила, и занялась общественно-политической деятельностью.
«Это абсолютно нормально, — говорит Татьяна Тарасова. — Да, Сара не выиграла ничего, кроме олимпийского золота. У нее началась другая жизнь, и, насколько я знаю, она ни о чем не жалеет. Спорт не навсегда. Хьюз показала свой максимум в самый важный момент и со спокойной душой занялась другим делом».
Сара Хьюз — самый показательный, но далеко не единственный пример. Олимпийская чемпионка Сочи-2014 Юля Липницкая сейчас тоже готовится к поступлению в университет, в свободное время комментирует соревнования и неплохо чувствует себя в новом статусе.
«Сейчас у меня на первом месте учеба, — говорила Юля в интервью официальному сайту Федерации фигурного катания. — Активно занимаюсь английским с репетиторами. Через год планирую поступить в МГУ. Да, у меня новая жизнь, новые планы. После спорта осталась привычка организовывать себя, составлять четкое расписание. Когда появляется свободное время, а сейчас оно появляется гораздо чаще, сразу начинаю думать, чем его заполнить? Расписываю дела, чтобы не сидеть на месте. Когда день распланирован, то чувствую себя великолепно, стараюсь всюду успевать. А в выходной уезжаю на дачу».
В женском катании сегодня можно сделать стремительную карьеру — реализовать спортивные амбиции к 18-и, а дальше устраивать нормальную жизнь. Начинать в 18 точно проще, чем в 30. И слова Алены Косторной, которая мечтает о карьере нейрохирурга, звучат вполне реалистично.
Фото: globallookpress.com/Yohei Osada/AFLO SPORT; instagram.com/jmedvedevaj; РИА Новости/Олег Наумов, Евгений Биятов; Gettyimages.ru/Clive Rose; globallookpress.com/Zoph/AFLO; Gettyimages.ru/Doug Pensinger
Источник: