НБА

Дисклеймер. В данном тексте понятие «трипл-дабл» повторяется очень, ОЧЕНЬ много раз. У этого термина совсем не оказалось синонимов и эвфемизмов, поэтому не обращайте внимание на тавтологию.

***

В прошлом сезоне Расселл Уэстбрук совершил НЕЧТО. Он, как вы помните, набирал трипл-дабл в среднем за сезон. То есть забивал больше 10 очков, собирал больше 10 подборов и отдавал партнерам больше 10 передач за игру. Можно долго обсуждать, насколько полезно это было для его команды или сколько в этом достижении было собственно баскетбола, а сколько – самолюбования, но факт остается фактом – мы увидели, как игрок НБА сделал нечто такое, на что оказались неспособны целые поколения его предшественников. Последним и единственным, кому удавалось набирать трипл-дабл в среднем за игру был Оскар Робертсон в 1962 году.

29 марта 2017 года в игре против «Орландо» тот же самый Расселл Уэстбрук стал рекордсменов по очкам внутри трипл-дабла, когда собрал космические 57 очков + 13 подборов +11 передач. Вот вы помните, чем занимались 29 марта 2017 года? А Расселл Уэстбрук решил посвятить этот день тому, чтобы сжать в точку 70 лет заокеанской истории баскетбола и поставить под ними свой автограф.

Расселл Уэстбрук не мытьем, так катанием все-таки побил рекорд Робертсона по трипл-даблам за сезон и сделал в сезоне-2016/17 их аж 42 штуки.

Расселл Уэстбрук установил рекорд по числу трипл-даблов в выездных играх за один сезон, сделав 17 из 42 триплов вдали от дома.

Расселл Уэстбрук сделал аж три трипл-дабла за один сезон, одновременно набирая при этом более 50 очков.

И ведь не одним Расселлом Уэстбруком единым. Тот же Джеймс Харден, например, хоть и не участвовал напрямую в гонке с Уэстбруком за трипл-даблами, но и сам штамповал их на удивление регулярно, собрав «три по десять» 22 раза. Тот же самый бородатый персонаж, к примеру, стал наряду с Уэстбруком первый игроком, который набрал больше одного трипл-дабла за сезон с 50 очками на счету.

Ах да, еще Дрэймонд Грин стал первым в истории игроком, кому удалось сделать трипл-дабл, не набрав 10 очков. В игре против «Мемфиса» 10 февраля Грин записал себе в актив всего 4 очка, но зато собрал 12 подборов, раздал 10 результативных передач и сделал аж 10 перехватов.

Ну, и еще Леброн Джеймс умудрился закончить финальную серию НБА, имея на счету трипл-дабл в среднем (33,6 очка + 12,0 подбора + 10,0 передачи в пяти играх).

Уже в этом сезоне Расселл Уэстбрук стал первым игроком в истории НБА, который набирал в карьере трипл-дабл в играх против каждой из остальных 29 команд лиги.

И напоследок: пару дней назад новичок «Лейкерс» Лонзо Болл стал самым молодым автором трипл-дабла в истории, собрав 10+ в трех категориях в возрасте 20 лет и 15 дней и обогнав предыдущий рекорд Леброна Джеймса на пять дней.

Как-то слишком много трипл-даблов, вам не кажется?

Получается, мы живем в золотой век трипл-даблов?

Для сравнения, за 20 лет от начала сезона-1990/91 и до сезона-2010/11 игроки НБА набирали в среднем 34,5 трипл-даблов за сезон, то есть примерно один на каждые 36 игр. В сезоне-2009/10 к тому же случилась засуха и лига имела возможность поводить хоровод вокруг очередного трипл-дабла лишь раз за 53,5 игры. В сезоне-2016/17 лига совместными усилиями перекрыла результат семилетней давности на 94 единицы и остановилась на отметке в 117 трипл-даблов, то есть один на каждые 10,5 игры. Один на 10 игр! Как-то слишком богато для показателя, который вроде как является редкой роскошью и уникальным достижением, нет?

С одной стороны, легко списать все эти исторические достижения на уровень игроков. Мол, игроки стали атлетичнее и универсальнее, чем когда-либо, а сам Уэстбрук – вообще не жалкая букашка, а невиданная доселе супер-ниндзя-черепашка, в лице которой сошлись множество факторов, вроде правильной мотивации, отсутствия внятных партнеров и всего остального, что помогло повторить достижение допотопной давности.

Но блин, в прошлом году, Элфрид Пэйтон из «Мэджик» собрал пять трипл-даблов! Столько же в лучшие свои годы собирали за сезон Скотти Пиппен и Крис Уэббер, и ровно столько же или больше собрали за всю карьеру Винс Картер (тоже 5), Карл Мэлоун, Трэйси Макгрэйди или Дуэйн Уэйд (по 4).

Ведь раньше как было – никто даже не знал, что это за зверь такой, трипл-дабл.

Несмотря на то, что историк НБА Харви Поллак утверждает, что автором первого трипл-дабла стал еще Дольф Шэйс в бородатом 1951 году, само название «трипл-дабл» всплыло гораздо позже. Считается, что ловкое слетающее с языка наименование придумал пиарщик «Лейкерс» Брюс Джолеш в начале 80-х, чтобы описать универсализм Мэджика Джонсона. Получается, что ни автор целого множества статистических достижений Оскар Робертсон, ни другой олдскульный энтузиаст статистического универсализма Джон Хавличек понятия не имели, что трипл-даблы, которые они регулярно набирают, называются трипл-даблами.

Раньше в этом отношении жизнь была проще. Оскар Робертсон, к вашему сведению, набирал трипл-дабл в среднем по итогам первых ШЕСТИ лет своей карьеры (30,4 очка, 10,0 подбора и 10,7 передачи в период), но никто особенно об этом тогда не переживал, поскольку и понятия-то не существовало. Те же Уилт Чемберлен и Билл Расселл могли бы быть чемпионами по трипл-даблам с блок-шотами, но проблема в том, что в их славные времена подсчет блок-шотов и перехватов был непозволительной роскошью, поэтому два замечательных центровых оказались обделены в этом вопросе. Ведь наверняка Уилт по ходу сезона, в котором он набирал 50 очков в среднем за игру, сделал больше трех трипл-даблов с 50 очками. Об этом мы никогда уже не знаем.

Сегодня доступны полные статистические отчеты только начиная с сезона-1983/84, а в отношении ранней истории лиги имеются лишь частичные и фрагментарные данные. Те же блок-шоты начали считать только с 1973 года. Учитывая то, как Чемберлен обожал циферки и, например, поставил перед собой цель в сезоне-1967/68 стать лидером лиги по результативным передачам, то можно уверенно сказать, что Уилт бы побегал и за триплами, и квадруплами, если бы в его время это кто-то считал.

Первый свой пик в эпоху полноценной статистики искусство трипл-дабла достигло в сезоне-1988/89. В том году Мэджик Джонсон записал в свой актив 17 трипл-даблов, Майкл Джордан – 10, а Фэт Левер – 9. Мэджик был королем этой категории вплоть до завершения карьеры в 1996 году.

Кому он передал свой престол? Второму номеру драфта 1994 года, пареньку по имени Джейсон Кидд.

Кидд – маэстро трипл-дабла и собрал их за карьеру почти в четыре раза больше, чем Майкл Джордан. У Кидда для своего роста и позиции был удивительных нюх на подборы – он аж в шести сезонах за карьеру собирал больше 7,2 отскока за игру (больше чем на данный момент у Брука Лопеза). Кидд, к слову, также является также главным мастером «недотрипл-дабла» в истории – ему в сумме 56 раз не хватало одного очка, подбора или передачи по итогам матча до трипл-дабла.

Наследником почетной профессии трипл-даблщика стал, очевидно, Расселл Уэстбрук. Но, повторюсь, не им единым. В нынешнем сезоне мы увидели уже 12 трипл-даблов, а еще даже второй месяц регулярного сезона не начался. За 25 лет до сезона-2014/15 лига ни разу не перешагивала планку в 50 трипл-дабов за сезон. В этом году она может перешагнуть этот барьер в третий год подряд.

Почему трипл-даблов стало так много?

Игровые аспекты

Самая распространенная комбинация трипл-дабла – «очки-подборы-передачи». С перехватами трипл-дабл собирали 8 раз (Клайд Дрекслер единственный, кто делал это дважды). С блок-шотами – 64 раза (в том числе и Кириленко). Дрэймонд Грин единственный, кто собрал три по десять без очков. Поэтому очевидно, что для трипл-дабла надо быть в состоянии набрать хотя бы десять баллов результативности.

Очки (хотя на самом деле владения)

Трипл-дабл и сама возможность его собрать вытекает из особенностей современной игры.

В баскетболе есть один статистический показатель, который диктует правила для всех остальных. Это количество владений за игру.

Все остальные статистические выкладки, начиная от самых базовых и заканчивая самыми продвинутыми, отталкиваются от числа владений. Большинство категорий, вроде, скажем, подборов или потерь описывают только конкретный аспект игры. Количество владений – это и есть самое полное описание самой игры.

Чем больше команды поочередно владеют мячом – тем больше они бросают по кольцу. Чем больше они бросают – тем больше игроки зарабатывают очков, берут подборов, раздают передач, совершают потерь, ставят блок-шотов и так далее. Что такое «плей-оффный баскетбол»? Сокращение числа владений. Этим пользовался «грит-энд-грайндный» «Мемфис». У какой команды будет лучше защитный рейтинг? Априори у той, которая играет в более низком темпе и минимизирует число владений («Юта»). Как команде можно набрать побольше очков? Увеличить число владений («Голден Стэйт», «Хьюстон»).

Количество владений одновременно объясняет весь баскетбол, но вместе с тем вводит нас в замешательство.

Вот взгляните на график:

Это график среднего количества владений в матчах НБА за всю историю до 2015 года. Видите вот те три точки на самом верху? Это НБА в начале 60-х. 1960-й, 61-й, 62-й годы. Больше 125 владений на команду три года подряд. Это не просто много. Это, кхм, п****ц как много. Это не просто быстрый баскетбол. Это крышесносный темп межгалактических путешествий на варп-двигателе даже по сравнению со современной игрой.  

Приведу сравнение, чтобы было понятно. В 2005/06 годах Майк Д’Энтони сказал: «Да пошло оно все» – и стал активно задействовать в «Финиксе» так называемую стратегию «семи секунд и меньше». Чокнутый усач тогда решил, что количество владений может стать преимуществом его команды, поэтому «Санз» середины нулевых выглядели феноменально быстрой командой для своего времени. Так вот тогдашние «Санз» (а) в среднем играли в темпе всего 95.8 владений за игру что по сегодняшним меркам бы котировалось как топ-5 самых медленных атак и (б) обгоняли остальную лигу всего на 5 владений за игру.

В прошлом сезоне «Хьюстон» и «Уорриорз» играли в темпе 103,5 владений за игру.

В 1960 году «Бостон «Селтикс» играли в темпе 136,3 владений за игру.

Команды с 1960 по 1962 бежали сломя голову и играли в таком ритме, от которого сегодня бы у зрителей голова закружилась и кровь пошла из глаз. Что случилось за период с 1960 по 1962 годы? Уилт выдал сезон с 50 очками за игру, набрал 100 очков в одной игре, установил рекорд в 55 подборов за игру, а Оскар…

… собрал трипл-дабл за сезон.

За последние пять лет темп игры в НБА увеличился с 92,0 владения в сезоне-2012/13 до 96,4 в сезоне-2016/17. Почти пять владений – значительная разница. Современный баскетбол стал значительно быстрее, нежели чем во времена три-питов Майкла и движется в сторону сотни владений за игру эпохи Мэджика. Поэтому если тенденция продолжится и дальше, а количество владений продолжит расти, то и разнообразные рекорды будут падать с гораздо больше периодичностью. К примеру, Харден и Уэстбрук за последние два года собрали на двоих 18 трипл-даблов с 40 очками, в то время как вся остальная лига сумела сделать нечто подобное всего ещё 17 раз с сезона 1984 года. Нечто подобное будет происходить чаще.

(Вся эта тема с владениями, кстати, делает очень большую честь Кидду, который собирал свои трипл-даблы, играя в исторически самой медленной лиге. В начале нулевых лига еле-еле переползала 90 владений, поэтому очевидно, что Кидд собирал свои три по десять умом, а не атлетизмом или еще чем-то).

Подборы (хотя на самом деле трехочковые броски)

Без подборов трипл-дабл делали всего четырежды.

В последние три года в лиге наблюдается рост не только среднего количества владений за игру, но и числа трехочковых бросков. Если говорить по-простому, то сегодняшняя НБА – быстрая (для XXI века) и трехочковая. Игрок с реализацией дальних бросков ниже 35% не может стать звездой, игрок даже за семь футов ростом без стабильного броска издали видится несовременным (см. Мозгов, Тимофей).

Взлет трипл-даблов напрямую связан с повышением количества и важности трехочковых бросков. В каком-то смысле Расселл Уэстбрук должен быть благодарен парням вроде Марка Газоля и Брука Лопеза, которые в одночасье стали бросать из-за дуги. Причем что первый, что второй в прошлом сезоне выбросили больше 200 трехочковых за сезон, хотя оба до этого никогда не швыряли из-за дуги больше 20 раз в год.

Как связаны трехочковые и трипл-даблы Расселла Уэстбрука? Кирк Голдсберри в своей фундаментальной статье «Как работают подборы» проанализировал зоны, куда падают мячи после неточных бросков и вывел три правила, которым подчиняются подборы:

  • Дистанция важна
  • Направление важно
  • Без случайностей тоже не обойтись
  • Современная лига бросает много трехочковых, так? Баскетбольный мяч после неточного трехочкового броска отскакивает далеко, это законы физики. Чтобы он отскочил не так далеко, мяч должен удариться о дужку кольца очень определенным образом. Таким образом, судьба большинства подборов после дальних бросков решается не под кольцом, а в нескольких метрах от него. Тут в дело вступают не здоровяки, отсекающие спиной от коллег от мяча, а атлетичные ребята с периметра. Чем больше дальних бросков – тем больше шансов у не самых габаритных игроков добраться до мяча.

    Отсюда растет и так называемым «универсализм». В прошлом сезоне пять игроков набирали больше 20 очков, 5 подборов и 5 передач и впервые 20+5+5 покорились сразу пятерым игрокам в двух сезонах подряд. В нынешнем сезоне снова пятеро игроков претендуют на подобное достижение, поэтому можно сказать, что сегодня игроки лиги универсальнее, чем когда-либо.

    Раньше баскетбол был «игрой великанов». Сегодня (а точнее – уже в начале века) это не так. Подборы забирают «малыши», «здоровяки» забивают издали. Успеха добивается тот, кто умеет делает все лучше всех, без скидки на антропометрию. Именно поэтому растет и количество трипл-даблов.

    Медийный аспект

    Если уж сегодня мы знаем, кто погубил свою карьеру из-за пристрастия к боулингу, а у кого – пять детей от пяти женщин, то что уж говорить о статистике. Во время любого матча игроку ничего не стоит, чтобы поднять голову и увидеть на огромном табло свою статистику. В крайнем случае, о твоих успехах тебе обязательно сообщат при первом удобном случае.

    Трипл-дабл сегодня – это престижно. Об этом будут писать СМИ, твое имя будет мелькать в эфире спортивного ТВ. Да и вообще это приятное достижение. Трипл-дабл в среднем за игру стал непрошибаемым аргументом в досье действующего MVP лиги. Неудивительно, что трипл-дабл стал предметом мечтаний многих игроков лиги.

    Поэтому мы никогда не забудем, как за трипл-даблом гонялись Андрэй Блатч…

    … Рики Дэвис…

    … Джавейл Макги…

    … и даже Дуэйн Уэйд.

    Издание «The Economist» за счет сопоставления статистических моделей доказало, что трипл-дабл зачастую становится результатом корыстных действий игрока. В статье «Трипл-дабл как признак не только универсализма, но и эгоизма» они высчитали, что итоговые статистические показатели за игру баскетболиста НБА, уже имеющего в какой-то момент матча на счету 10 очков и подборов/передач, сильно опережают ожидания математической модели. Другими словами, их цифры показывали, что при погоне за трипл-даблом поведение игроков сильно меняется и становится практически аномальным.

    Но оно того стоит. Трипл-даблы замечают, они привлекают внимание (существование этой статьи тому доказательство), их обсуждают.

    Конспирологический аспект

    В разделе про игровые аспекты я так и не затронул результативные передачи. Их я, пожалуй, выделю в отдельный пункт. Сейчас поясню почему.

    В 2005 году в НБА наконец-то устаканились правила так называемого «хэнд-чекинга», то есть ситуации, когда защитник никоим образом не может преграждать движение игрока с мячом. Эти изменения очень сильно развязали руки резким и быстрым защитникам, на пути к кольцу перед которыми теперь особо ничто не стояло. Есть первый шаг – будешь в шоколаде.

    После изменения правил игрокам пришлось адаптироваться. Разделение на позиции становилось все большей условностью, разыгрывающие больше не занимались лишь снабжением передачами партнеров – они получили прекрасную возможность набирать очки и сами. Лига довольно быстро поняла, что игра через «больших» уже не столь эффективна. Звездами всегда чаще становились те, кто мог угрожать кольцу как можно большим количеством способов, но с 2005 года все большую угрозу представляли те, кто «таскал» мяч больше всех.

    С 2005 года только один игрок смог стать MVP сезона, набирая в среднем меньше пяти результативных передач за игру (Дирк Новицки в сезоне-2006/07). С учетом того, что в 2004 году Кевин Гарнетт набирал ровно 5,0 передач, то получается, что за последние 14 сезонов MVP не был умелым ассистентом только однажды. И Гарнетт стал своеобразным водоразделом – 10 лет до него Самыми ценными признавались те, кто не набирал и пяти передач. Потом (если идти в обратную сторону по истории) снова случилась «мода» на передачи – с Чарльза Баркли в 1993-м и до Берда в 84-м снова все MVP набирали больше пяти ассистов.

    Хммм…

    Вообще до Новицки лишь 18 из 49 статуэток Самому ценному получили игроки, которые набирали больше 5 передач.

    То есть сейчас мы живем еще и в эпоху результативных передач? Нет. Сезон-2016/17 находится четко посередине всей истории НБА по числу результативных передач, которые каждая команда отдает в среднем за игру. Наверху – сезон-1984/85. В самом низу – 50-е годы. Сезон-2016/17 – на красивом 36-м месте из 72.

    То есть все-таки сейчас отдают не слишком много передач? Но помните я рассказывал про сезон, в котором Чемберлен решил стать главным по передачам в лиге? Тогда он действительно стал главным ассистентом лиги и отдал 702 передачи за сезон. Э-э-э, в 2016-м такой результат стал бы лишь четвертым и Уилт проиграл бы почти две сотни (!) передач Хардену. И это при том, что команды лиги в 1968-м году отдавали в среднем на две десятых передачи больше, чем в 2016-м.

    Противоречивые данные получаются, но я хочу сделать из них два вывода. Во-первых, сегодня мяч больше и дольше находится в руках у вожаков команд, вроде Хардена, Уэстбрука, Леброна или Джона Уолла, но при этом общее число передач остается примерно на прежнем уровне.

    Во-вторых, результативная передача вчера очень сильно отличается от результативной передачи сегодня.

    В 50-х и 60-х в зачет шли только те передачи, после которых игрок тут же атакует кольцо и набирает очки. На заре лиги результативной не считалась даже передача, после которой игрок делал удар в пол или держал мяч в руках дольше пары секунд. В зачет также не шли передачи, сделанные или пойманные в движении.

    Сегодня же все обстоит совсем иначе.

    Сегодня результативная передача превратилась в самым субъективный статистический показатель. Иногда в протокол записывается даже пас, после которого другой игрок успевает сделать пару ударов в пол, показ на бросок, поворот и только после уже бросает. Что сегодня считается результативной передачей, а что ею не является – не знает никто. В официальном своде правил НБА указано, что результативной считается передача, которая «напрямую привела к последующему точному броску» и «внесла вклад в набранные очки».

    Какая передача «напрямую» привела к набору очков, а какая – не напрямую, понять невозможно, поэтому результативные передачи остаются предметом махинаций и результатом индивидуальной оценки.

    В НБА раньше всю статистику считали сотрудники домашней команды, то есть обычные люди, которые могут ошибаться. И причем не только случайно ошибаться.

    Deadspin.com в 2009 году взяли интервью у статистика «Ванкувер Гризлиз», который признался, что однажды ради забавы однажды насчитал Нику Ван Экселю 23 результативных передачи. «Результативные передачи ведь можно считать очень фривольно. Ван Эксель отдал передачу кому-то в край. Игрок делает пару финтов, идет под кольцо, разворачивается, бросает и забивает. Мой помощник спрашивает: «Передачу считаем?» Я пожимаю плечами: «Конечно, почему бы и нет?» Так и пишем: Ник Ван Эксель, +1 результативный пас», – рассказывал некто Алекс.

    Думаете, Алекс получил нагоняй от начальства после той игры? Как бы не так. «Ко мне подошел один из моих начальников и сказал: «Красавчик, Алекс! Сегодня отрывки с игрой с нашей арены обязательно покажут в передаче SportsCenter, так держать!»

    Он также признался, что однажды на игре «Хьюстона» Оладжувону не хватало одного блок-шота до трипл-дабла и к Алексу подошел какой-то высокопоставленный дядечка, похлопал его по плечу и сказал: «У Хакима к концу игры должно быть 10 блоков». Говорит, пришлось чуть ли не из воздуха последний блок-шот придумывать.

    К чему я это все? Да к тому, что лига заинтересована в том, чтобы трипл-даблы гремели на всю планету. И если для этого надо приписать нужному игроку лишний перехват, блок или результативный пас, то это плевое дело. Больше трипл-даблов – больше внимания. Больше внимания – больше денег. 

    Поэтому трипл-даблов так много еще и потому, что лиге выгодно, чтобы их было много.

    Фото: REUTERS/Mark D. Smith/USA TODAY Sports, Derick E. Hingle/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Manuela Davies, Tim Defrisco; REUTERS/Kyle Terada/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Elsa, Bob Levey, Tom Pennington, Streeter Lecka

    Источник: http://www.sports.ru/

    Добавить комментарий

    Навигация по записям