Барселона Пеп Гвардиола Хави Серджи Бускетс Луи ван Гал примера Испания Алекс Фергюсон
Коутиньо и Иньеста. Фото: twitter.com/andresiniesta8
25 ноября 2012 года в матче с «Леванте» для «Барселоны» произошло знаковое событие: на протяжении часа на поле играли 11 воспитанников клубной академии Ла Масия.
В период работы тренеров Гвардиолы и Вилановы ставка на внутренний ресурс подчеркивалась везде, где только можно. Экс-президент «Барселоны» Жоан Лапорта говорил: «Мы воспитываем обладателей «Золотого мяча», а «Реал» их покупает». Каталонские журналисты вывели девиз «cantera contra cartera» – молодежная академия против кошелька, под вторым подразумевая политику президента «Мадрида» Флорентино Переса.
Но уже с сезона 2013/14 вклад выпускников Ла Масии в победы «Барсы» снижается – они постепенно завершают карьеры, покидают клуб или просто отходят в тень. Клуб за два лета тратит порядка 170 миллионов евро на нападающих Неймара и Луиса Суареса, вокруг которых следующие тренеры строят игру. Уже совершенные трансферы Дембеле и Коутиньо (225 за двоих), а также потенциальный трансфер Антуана Гризманна из «Атлетико» говорят о развитии тренда на приобретение, а не выращивание суперзвезд.
Отчитываться за политику клуба на днях пришлось главному тренеру Эрнесто Вальверде, работающему в Каталонии первый сезон.
«Не забывайте, что нам повезло с поколением особенных игроков, какими стали Хави и Иньеста. Порой из академии выходит больше игроков, порой меньше», – заметил он.
Это самое распространенное объяснение, почему пять лет назад «Барселона» опиралась на воспитанников, а сегодня – на легионеров. Неурожайные годы. А тогда просто все как-то совпало. Но меня никогда не устраивали простые объяснения.
Давайте поподробнее взглянем на тот самый состав из 11 кантеранос, выставленный против «Леванте»:
Игроков из «особенного поколения» разделяет очень многое. На момент игры самому младшему – Мартину Монтойя – 21 год, капитан Карлес Пуйоль старше его на 13 лет. Хави дебютировал в первой команде «Барселоны» в 1999-м, а для Жорди Альбы это первый сезон.
Про знаменитый выпуск 1992 года в «Манчестер Юнайтед» снят полнометражный фильм. Бекхэм, Батт, Гигз, Скоулз и братья Невиллы начали свою карьеру в главной команде «МЮ» практически одновременно, разница составляет максимум пару лет. В «Барсе» все ограничивается воспоминаниями о том, как Пике, Сеск и Месси играли за одну юношескую команду. Но даже из этой троицы каждый попал в основу «Барсы» в свое время.
Хави, Пуйоль, Вальдес и Иньеста дебютировали в первой команде благодаря Луи ван Галу. Один из самых неоднозначных специалистов в современном футболе во всех клубах питал особую любовь к работе с молодежью. Молодые быстрее воспринимали его методы и авторитет. И если Ривалдо с Рикельме о ван Гале вспоминают холодно, то у каждого из указанной четверки находится о голландце немало теплых слов.
Хави: «После двух тренировок под его руководством я подумал: «Что это за идиот?». Через неделю я понял, что он прав».
Пуйоль: «Это потрясающий профессионал и очень требовательный специалист. Если бы не он, я бы мог и не попасть в первую команду «Барселоны», так что я навеки ему благодарен».
Вальдес: «Для меня он как отец. Не хочу вспоминать последние полгода в «Манчестер Юнайтед» в негативном ключе. Для меня он лучший. Мы по-прежнему друзья».
Иньеста: «Да, он требует уважения от всех, но сказать по правде, он как человек сыграл большую роль в моей жизни. Если он о чем-то и заботился, так это о поддержке молодых игроков из дубля».
Примерно те же слова о ван Гале могли бы сказать и другие выпускники Ла Масии, ставшие при нем частью первой команды «Барселоны», но не причисляемые к золотому поколению: Габри, Олегер, Серхио Гарсия, Фернандо Наварро, Тьяго Мотта и другие.
Трое игроков – Жерар Пике, Серджи Бускетс и Педро – стали составной частью триумфальной «Барсы» при Пепе Гвардиоле. Формально Педро (тогда еще Педрито) дебютировал при Райкарде, но лишь при следующем тренере он окончательно перешел из дубля в первую команду. И это неудивительно, учитывая, что в дубле с ним работал именно Гвардиола.
Фото: twitter.com/barcaspiral
О Бускетсе и Педро никогда не говорили как о главных талантах Ла Масии. Будущий любимчик всех тренеров и образец центрального полузащитника Бускетс нещадно критиковался в первый сезон болельщиками «Барселоны» и журналистами. Поговаривали, что место под солнцем он получил как сынок работающего в клубе папы Карлеса. Педрито обладал тем же авторитетом, что сейчас Куэнка или Кристиан Тельо.
Когда Луи ван Гал приехал в «Барселону», он назначил капитаном команды не самого опытного в составе, как заведено в Испании, а 27-летнего Гвардиолу. «Он понимал футбол как я, но при этом находился на поле», – вспоминал голландский тренер. Гвардиола увидел в Бускетсе и Педро то, что ван Гал ранее увидел в Хави, Иньесте, Вальдесе и Пуйоле. Не только талант, но еще трудолюбие и обучаемость.
Пике был отдельным случаем, потому что он открывал грядущий парад возвращенцев – выпускников Ла Масии, которых «Барселона» позднее выкупала из других клубов. Можно ли их считать полноценным доказательством того, сколь безупречно работала молодежная академия каталонского клуба? Если бы это было так, то Сеск Фабрегас перешел бы в первую команду «Барсы» в 2003 году, Жерар Пике – в 2004-м, а Жорди Альба – в 2005-м.
Неохваченными остаются Лео Месси и Мартин Монтойя. Месси был настолько ярким игроком, что получил бы свой шанс при любом тренере, а Монтойя просто оказался в нужном месте в нужное время. В той самой игре с «Леванте» он заменил травмированного Дани Алвеса, но игроком основного состава так и не стал.
Получается, что после сезона 2008/09 участники «поколения особенных игроков» попадали в «Барселону» не из дубля, а посредством трансфера из другого клуба. С момента дебюта Хави, первого игрока золотого поколения, в «Барселоне» работали 10 разных тренеров, но пропуск в основу первой команды дублеры получали лишь при двух (если исключить Месси) – Гвардиоле и ван Гале. Почему так?
Фото: twitter.com/fanatikcomtr
Первая причина – профиль тренеров. «Аякс», «АЗ», «Бавария», «Манчестер Юнайтед» – где бы ни работал ван Гал, он везде делал ставку на молодежь и воспитывал игроков экстра-класса в силу своего характера. Гвардиола не только был его учеником, но непосредственно работал с теми игроками, которых привел за собой.
Вторая причина – отсутствие давления из-за результатов. В сезоне 2002/03 Луи ван Гал мог себе позволить дать игровое время 18-летнему Иньесте и сделать основным вратарем 20-летнего резервиста Вальдеса, потому что последние пару лет «Барселона» еле-еле заползала в Лигу чемпионов к концу сезона. Гвардиола работал после двух провальных сезонов Райкарда, и от него в первый год тоже никто не ждал победы в Лиге чемпионов.
Чем выше установлена планка, тем сложнее рисковать. Сегодня «Барселона» по амбициям находится на такой вершине, которая никому в клубе не снилась ни в 2008-м, ни тем более в 2002-м. Блестящему юниору Лионелю Месси пришлось ждать целый год, пока на него начнут рассчитывать как на основного, потому что «Барса» Райкарда в сезоне 2004/05 вступила в элитный клуб сильнейших команд Европы после эпохи смутного времени. И чем дольше работал Гвардиола, тем меньше внимания он обращал на кантеру, потому что победы команды перестали быть роскошью, а стали необходимостью.
22 года спустя. Фото: twitter.com/manutd
Выпуск 1992 года в «Манчестер Юнайтед» также стал возможен во многом благодаря негативным результатам команды в конце восьмидесятых, когда она болталась в середине таблицы. И, конечно, благодаря выдержке руководства клуба, поскольку отправить в отставку Алекса Фергюсона хотели как болельщики, так и пресса.
«Модель «Барселоны» всегда действовала одинаково. Клуб всегда обращался к трансферному рынку, чтобы приобрести лучших игроков мира. Но в то же время мы пытаемся следить за академией. Мы хотим получать игроков, основываясь на их стиле и уровне игры», – продолжал оправдываться перед прессой Вальверде.
Все верно. Упиваясь величием Ла Масии в начале этого десятилетия, журналисты Sport.es и El Mundo Deportivo не вспоминали, что «Барселона» обновляла трансферные рекорды мира каждое предыдущее – 6 миллионов гульденов за Кройффа в 1973-м, 5 миллионов фунтов за Марадону в 1982-м и 19.5 миллиона долларов за Роналдо в 1996-м.
В XXI век «Реал Мадрид» вошел сильнейшим клубом мира и единственным способом выдерживать ритм гонки за трофеями было приобретение высококлассных легионеров за огромные деньги. Долгие годы место в основном составе сохраняли те воспитанники столичной академии, кто попал туда до миллениального возвышения клуба. А вся новая молодежь страдала от нехватки игрового времени и со временем сливалась в «Хетафе».
«Барселона» просто оказалась в аналогичной ситуации через 15 лет. Неймар, Суарес, Дембеле и Коутиньо – новые ракеты в той же гонке вооружений, которую объявлял Флорентино Перес в оба своих пришествия. Отказаться от нее у тренеров и президентов не хватит духа – сегодня матчи «Реала» и «Барсы» смотрит весь мир, футбол перекачан деньгами, и сиюминутные задачи гораздо важнее любых долгостроев. В сегодняшнем «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсон не пережил бы сезон образца 1989/90, и ему было бы куда сложнее дать столько игрового времени Бекхэму, Скоулзу и другим.
Ла Масия не стала работать хуже. Испортилась взаимосвязь между академией и первой командой «Барселоны». Как когда-то она испортилась между Ла Фабрикой и первой командой «Мадрида». Нет тренеров, готовых рисковать работой ради развития молодежи. Нынешние масштабы футбола не дают специалистам времени на решение долгосрочных задач.
В этом сезоне невозможно представить себе ситуацию, в которой против «Леванте» вышли бы 11 воспитанников «Барселоны». А вот 11 игроков, не имеющих к Ла Масии никакого отношения – для этого нужно лишь чтобы простудился Месси:
Источник: