Зенит судьи Спартак Урал КДК РФС Премьер-лига Россия Ростов
Вот всегда хочется верить в лучшее.
Ну пусть не в полноценый хеппи-энд, где все поженились, жили вместе тридцать лет и три года, а потом даже не умерли в один день, а просто переселились в какое-то иное измерение (как в “Куда приводят мечты” с Уильямсом), а в какой-то вот такой момент, который несмотря на все происходившее ранее создаст … какую-то надежду на лучшее, что ли. Собственно поэтому финал печатного кинговского Тумана с его “Хартфорд. Надежда” нравится мне гораздо более трактовки в экранизации Дарабонта, когда Томас Джейн начинает устраивать милосердный самосуд. И вот в финале матча открытия самой известной спортивной стройки в России, когда трио бравых сине-бело-голубых всадников, словно неуловимые мстители, уходящие в закат, неслось куда-то туда, где за болотами свежевспаханного поля их ждал одинокий Заболотный, мне захотелось чего-то такого. На секунду подумалось как бы было классно, если бы эта троица сейчас свернула куда-то к угловому флагу и устроила рядом с ним мелкий перепас в ожидании финального свистка. Мол, вот вам на воротник, господа хорошие со свистком и без него, нам такая шляпа без надобности…
Но нет. Добежали, забили, Миллер был рад. Не показали кина.
Вот не смотрел матч Терека с Анжи и поэтому о роли судьи в нем настолько же в курсе, как Александр Родионович Бородач во всех неудобных для него ситуациях – в других же четырех встречах судьи вышли на первый план. Но вот чего бы сейчас не хотелось делать, так это закапываться в разборе деталей по каждому из спорных эпизодов, ибо таких разбирательств уже вагон и маленькая тележка. Просто хотелось бы дать несколько штрихов. Вот представьте, что судей из матчей большой тройки данного чемпионата поменяли местами. Ну вот так взяли и перетасовали. Лично мне почему-то кажется что на выходе мы получили бы совсем другое развитие событий: Еськов на второй минуте отправил бы Акинфеева в раздевалку, задавший высокий уровень жесткости Вилков не показал бы вторую карточку Бикфалви (отменив тем самым каскад последующих событий), а Безбородов уже успел бы охладить пыл Глушакова горчичником задолго до его желания доказать что его кунг-фу самое лучшее. И знаете о чем это говорит? Каждый раз мы с вами смотрим, а 22 парня, выходящие на поле, играют в немного разный вид спорта – причем тонкости правил и уровень допустимой борьбы в игре могут меняться прямо по ходу встречи.
Сейчас это модно объяснять словосочетанием “трактовка правил”. Но, простите меня за мое дремучее непонимание, но мне почему-то кажется что судья на поле должен следить за соблюдением правил игры в футбол, а вопрос с трактовками должен решаться еще задолго до стартового свистка. Причем прозрачно и понятно для всех участников процесса, к коим я и зрителей отношу. Вот как, к примеру, велась борьба с подкатами сзади или еще раньше с прыжками вперед двумя ногами в мяч при отборе? Без разницы попал ли ты в мяч или нет – ты виновен. Ибо так делать нельзя. Это не “да, игрок сыграл в мяч, но он не был первым на мяче и угол поворота его стопы с поправкой на коэффициент скорости ветра и шумового давления трибун говорит о том, что правила были нарушены”. Или правило фола последней надежды, тоже нашумевшее в этом туре, с его “лишением явной возможности забить гол”. Каждый футболист, выхода на поле, имеет явную возможность забить гол хотя бы своим фактом участия в игре. Голы забиваются и со своей половины поля, и от углового флага – так тоже случается. “Ну и?” © В.Г.Карпин. Вот и получается после этого что Деточкин виноват, но он не виноват. Потому что так трактует ситуацию конкретный судья, причем именно в этот момент времени.
А интернет-сообществу оценить себя в шкуре футболиста достаточно просто, потому что судья – он тот же самый модератор, только в его сообществе 22 активных юзера плюс еще несколько десятков в режиме read-only на скамейках (которых он иногда тоже банит). И у судьи, и у модера схожие задачи и лучшая оценка для них, когда они незаметны. А вот когда стоит какафония из свистков, карточек и банов начинает казаться что уже кнопка владеет человеком, а к свистку он относится как к своей прелессссти. Или же другой коленкор: действует исходя из того, что раньше, в какой-то схожей ситуации было принято подобное решение и арбитра за это никто не наказал – типа в 1/1024 прошлой Лиги Европы между финским Санта-Клаусом и славным бельгийским клубом с названием RFC Huy была такая же ситуация и УЕФА арбитра не наказала. Футбол не подвержен прецедентному праву, ребята и если его придерживаться, то это уже сигнал что все мы сейчас находимся в Датском королевстве и в нем неладно. Вот в недавнем и памятном чуде на Камп Ноу Суарес опрокинулся, почувствовав руку на своем плече и тот час пошли похожие пенальти – хотя момент с пятым голом в ворота ПСЖ есть вещь штучная и безумно примечательная: уругваец, словно опытный игрок в покер блефовал, причем сильно подняв подняв ставку. Или удаление за повторную симуляцию (за несколько минут до этого он уже был наказан за подобное нарушение), или пенальти. И обыграл в этот покер судью – тот начал трактовать правила и прикидывать, что ему за это может быть.
Я не случайно привел в пример ситуацию из европейского футбола, причем не связанную с определением положения вне игры (пока оно существует, будут и связанные с ним казусы – разве что определение пассивности игрока атаки тут есть еще один трактовочный айсберг, который потопит далеко не один Титаник). Вопрос по судейству в 24 туре чемпионата России по футболу это совсем не локальная беда РФС, КДК, РПФЛ и прочих местных аббревиатур – да, у нас это чуть более выпукло происходит, конечно, но вся ситуация отлично ложится в общий фарватер. Футбол вообще запутался в своих правилах, сделав их менее понятными и зрителям, и непосредственно участникам процесса в лице игроков. “ — Что приборы? – Тридцать? – Что тридцать? – А что приборы?”. Только после этой тирады всем предлагают посмотреть видеоповтор, ибо это будет панацея – однако трактовки все равно определенности не дадут, потому что не будет четкого разделения на можно и нельзя. Если игрок при отборе играет в мяч, но при этом в дальнейшем контактирует с соперником – то он должен быть или прав (потому что в мяч сыграл), или нет (потому что сталкиваться с соперником нельзя). Если вратарь сталкивается с нападающим, пробрасывающим мимо него мяч, то тоже самое – либо вратарю за пределами штрафной вовсе нельзя касаться соперника под страхом удаления, проклятия и забвения, либо он ничем не отличается от защитника (и про что такое “явная возможность забить гол” тоже попонятней бы). А пока все так, как есть, то следует признать что мы увлечены игрой, правила которой стремятся к импровизации. А значит всегда будут недовольные, обиженные и угнетенные.
И вот что еще. За обсуждением статусных матчей первой тройки с неоднозначными судейскими решениями как-то затерялся тот момент, что от наиболее явного ляпа человека со свистком и его команды в этом туре пострадал Локомотив. Можно спорить про отбор Бикфалви, ситуацию с Акинфеевым и то, насколько качественное па из канкана исполнил в Ростове Глушаков, но нырок Гиголаева – это момент однозначный. И мне весьма жаль, что в следующий вторник на заседание КДК позовут для дачи объяснений разъяренного Пава, человека-похороны, возможно боксера Дзюбу (если ситуация достаточно раскрутится), но не скромного парня из пермского клуба, для того, чтобы спросить “Роланд, а почему ты забыл лицо своего отца решил что умеешь летать и так быстро передумал?”. У нас много и часто говорят о профилактике причем в разных областях – от наркомании до коррупции, а тут, в данном конкретном случае есть возможность внушить футбольным дайверам, что даже если они купят своим умением судью, то на всякого дайвера всегда найдется серфер. А серферы ненавидят дайверов, потому что дайверы сосут – и олицетворением этого действия вполне может стать дисква за имитацию нарушения и прочие оргастические дергания на поле, обнаруженная постфактум… Но, увы, этого не случится – мстители по традиции ускачут в закат, а вдоль дороги продолжат стоять мертвые… и КДК.
А может все так и задумано? Просто потому что это футбол? Такой, какой он есть.
Источник: