Спартак Массимо Каррера
Колонка главного редактора Russian Football News Токе Мёллера Тейладе. Перевод — Алексей spektrowski.
Часто говорят, что ночь темнее всего перед рассветом. Именно так вышло в этом сезоне для «Спартака». Когда «Спартак» вылетел в третьем квалификационном раунде Лиги Европы, проиграв дома скромному кипрскому АЕКу из Ларнаки 0:1, казалось, что красно-белых ждет очередной хаотичный, разочаровывающий сезон. Болельщики лишь укрепились в этом мнении, когда Леонид Федун тут же уволил главного тренера, легендарного спартаковца Дмитрия Аленичева, хотя с начала сезона прошло всего три недели. Затем последовал долгий процесс выбора преемника: в прессу сливали информацию о предпочитаемых кандидатах, их достоинствах и недостатках. В конце концов «Спартак» назначил главным тренером ассистента Аленичева Массимо Карреру, для которого это стало первой самостоятельной работой.
Перенесемся вперед на девять месяцев. Ситуация совершенно изменилась. «Спартак» только что очень убедительно стал чемпионом, всего за 27 туров набрав достаточно очков, чтобы выиграть восемь из десяти предыдущих чемпионатов.
В интервью «Спорт-Экспрессу», данном после того, как в воскресенье «Спартак» стал чемпионом де-юре, Каррера, когда его спросили о вкладе в победу, ответил скромно: «Это не я, Массимо Каррера, выиграл российское скудетто: его выиграли все мы, «Спартак». Очень важно это понимать».
Тем не менее, не отметить роли итальянца в великой победе невозможно: он добился того, чего не смогли сделать до него целых десять тренеров — стал чемпионом. Это же пытались сделать Станислав Черчесов, Микаэль Лаудруп, Унаи Эмери, Мурат Якин, но их всех ждали неудачи, причем в основном — оглушительные.
Встав у руля «Спартака» после Аленичева, Каррера правил спартаковским судном, словно опытный капитан, и не позволил ему сбиться с курса. Даже когда корабль получал пробоины, например, 0:4 от «Крыльев Советов» в Самаре или 0:1 в Кубке России от «СКА-Энергии», команды ФНЛ, Каррере удавалось восстановить моральный дух в команде и вернуться в более благоприятные воды.
Первой его игрой в качестве тренера «Спартака» стала победа 1:0 над «Крыльями Советов». Красно-белым понадобилось 70 минут, чтобы наконец открыть счет. В следующие несколько недель «Спартак» методично выгрызал победы; Каррера провел без поражений первые 6 своих матчей. В этих играх «Спартак» пропустил всего два мяча и с четвертого тура возглавил турнирную таблицу.
Но затем наступил конец сентября, где спартаковцы, и в особенности Каррера, впервые проявили слабость. В кубковом матче им пришлось играть с хабаровским СКА, самой восточной командой первой лиги, базирующейся более чем в 6000 километрах от Москвы. В отличие от ЦСКА, «Зенита» и «Краснодара», Каррера повез в Хабаровск основной состав, но на полпути, похоже, передумал и решил оставить в запасе Промеса, Зе Луиша, Зобнина, Реброва, Кутепова и Ананидзе. Решение оказалось катастрофическим: «Спартак» проиграл 0:1, и игру не сумели спасти даже вышедшие на замену Промес, Зе Луиш и Зобнин.
Дальняя поездка, несомненно, сказалась на игроках; «Спартак» проиграл следующие две игры — 0:1 дома «Уфе» и 2:4 в гостях «Зениту». Было похоже, что «Спартак», как обычно бывало в середине сезона, выдохнется, несмотря на хороший старт, но Каррере удалось этого избежать.
В отличие от других иностранных тренеров, например, Андре Виллаш-Боаша и Мирчи Луческу из «Зенита», Каррера никогда не искал отговорок. Он не пытался винить других в ошибках клуба, при этом не сводил глаз с трофея и не сворачивал с выбранного пути.
И «Спартак» сумел выправить ситуацию, выиграв шесть следующих матчей, в том числе 3:1 дома у принципиальных соперников из ЦСКА. Остальные пять игр завершились победами 1:0; одна из них, над «Амкаром» дома, была достигнута благодаря потрясающему удару капитана Дениса Глушакова уже в добавленное время и стала убедительным доказательством того, что в «Спартаке» что-то изменилось. «Спартак» выигрывал даже такие матчи, где не все складывалось в его пользу, и больше не тушевался, встретив сильное сопротивление — казалось, теперь оно его только раззадоривает. «Спартак», конечно, начинал каждый сезон с большими ожиданиями, но в последние годы клуб уже начал привыкать к финишам в середине таблицы, но для Карьеры существовал только один результат — победа, и игрокам передалось это настроение.
«Я благодарен всем игрокам, они превратились в единую силу, — сказал Каррера в том же интервью «Спорт-Экспрессу». — Ребята не сдавались и не падали духом, когда дела шли не очень здорово».
В «Спартаке» на поле выходили не 11 индивидуальностей, а команда. Опытные Ребров, Глушаков и Промес вели за собой команду, в то же время добившись и отличных индивидуальных показателей. В этом сезоне Промес забил на семь мячей меньше, чем в предыдущем, но зато сделал больше голевых передач, чем в двух прошлых сезонах вместе взятых.
Глушаков тоже провел свой лучший сезон в красно-белой футболке. Со своей позиции центрального полузащитника он управлял товарищами по команде, будучи проводником идей Карреры на поле; с таким энтузиазмом он в последний раз играл еще в «Локомотиве». На данный момент он забил шесть голов, причем все — в победных матчах, в том числе в обеих победах над ЦСКА. В какой-то момент Каррера назвал его «российским Джеррардом» — и, пожалуй, это самый подходящий эпитет для генерала спартаковской полузащиты.
Затем наступил зимний перерыв, команда усилилась новыми игроками, и весной бросилась вперед, не оглядываясь. На этот раз к команде Карреры уже с предсезонки были прикованы все взоры, так что эффект неожиданности пропал, но и в марте, когда началась «клаусура», «Спартак» по-прежнему вырывал минимальные победы, словно именно этим занимался всю жизнь. 16 апреля спартаковцы обыграли в Москве «Зенит» 2:1, и после этой игры болельщики наконец-то поверили, что чемпионство уже близко. В тот день «Спартак» сыграл намного сильнее соперника, и победный гол Самедова на 80-й минуте был совершенно заслуженным.
На следующей неделе «Спартак» проиграл 0:3 в Ростове-на-Дону, но и после этого быстро пришел в себя, одержал четыре победы подряд, в том числе 2:1 над ЦСКА, и стал чемпионом.
В этом сезоне на разных этапах непросто пришлось и «Зениту», и ЦСКА, и «Краснодару», и «Локомотиву», а «Динамо» вообще играло в ФНЛ, так что многие поспешили заявить, что «Спартаку» помогло в первую очередь ослабление конкурентов, но это совершенно неверно. Начав самостоятельную тренерскую карьеру с одной из самых трудных работ во всей Европе, Каррера сумел совершить в клубе переворот и, вполне возможно, начать новую славную эпоху «Спартака». Долгая эра посредственности — больше не вариант.
Источник
Источник: