НБА
Оригинал — The Ringer
Если бы в НБА брали только на основании статистических показателей, Лука Дончич и Трэй Янг стали бы лучшими пиками предстоящего драфта. Эти два подростка делают то, чего ранее в их возрасте никто не добивался.
Дончич и Янг являются не теми обычными звёздными защитниками, которые обычно доминируют за счёт комплекции и превосходят сверстников в скорости и росте. Наши претенденты — посредственные атлеты, которые стали кошмаром для защиты соперника благодаря умению бросать «трёхи» ранее невиданными темпами. Эти ребята — первые представители поколения, выросшего на Стефе Карри и опирающегося на его стиль игры. Поэтому командам, которым достанется право выбирать в первой десятке, стоит понять: создал ли Стеф Карри новый стандарт игроков, изменив наше восприятие разыгрывающих защитников и подготовив революцию? Или же он является исключением, доказывающим правило?
Дончича уже несколько лет обсуждают в офисах НБА. Он попал в основной состав «Реала», одной из лучших команд Европы, уже в 16 лет. За 3 года он вырос в одного из лучших игроков континента среди всех возрастов. При росте в 201 сантиметр и весе в 99 килограммов он является тинейджером в теле взрослого мужчины. Ни у одного из европейских проспектов никогда не было такого досье, как у словенца. В свои юные годы он создал убойный дуэт защитников с Гораном Драгичем и в прошедшем году сделал Словению чемпионом Европы — а теперь находится в топе Евролиги по основным показателям. Дончич занимает второе место по очкам, восьмое по ассистам и одиннадцатое по подборам.
И если Лука считался будущим европейского баскетбола ещё в юношеском возрасте, то Трей Янг являет собой обратный пример, когда ты всего за несколько месяцев врываешься в звёздное пространство и заставляешь всех запомнить тебя. Да, он участвовал в McDonald’s All-American, но не считался одним из лучших выпускников на школьном уровне. С данными в 188 сантиметров и 82 килограмма Янг обладал посредственными скоростью и антропометрией для разыгрывающего, из-за чего находился в тени превосходных атлетов Коллина Секстона и Тревона Дюваля. Всё изменилось после начала выступлений за «Оклахому»: теперь он лучший в NCAA по набранным очкам (29,4 при 46,2% реализации бросков) и ассистам (10,2). Не так много вспоминается студентов, имевших ранее такое соотношение заигрываний и эффективности — а уж среди первокурсников таких и вовсе не встречалось.
Дончич и Янг — игроки с агрессивным стилем, всегда стремящиеся к атаке и не боящиеся постоянно бросать издалека. И хоть Дончич не так точен, как Янг, это всё равно не останавливает его шутерский порыв. Угроза попадания издалека очень важна для успешности в атаке, т.к. опасный шутер ставит защиту в тупиковое положение: оба игрока бросают так много «трёшек» с ведения, что защитники вынуждены просто приклеиваться к ним и не отпускать ни на дециметр — и это позволяет Луке и Трэю находить контакт, получая штрафные броски. А реализуют их они с невероятно высоким показателем, что является явным отображением их поразительных способностей.
Статистика в пересчёте на 40 минут игрового времени:
Дончич Янг
3PA : 9 12,1
3P%: 34.7% 38.8%
FTA: 9.2 12
FT%: 85,6% 85,4%
Конечно, если ты безостановочно закидываешь с дистанции, то это ещё не делает тебя звездой НБА: спросите у Джиммера Фредетта, Дага Макдермотта и Бадди Хилда. Никто из них не смог удержаться на тех позициях, какие им дали сразу после драфта — молчу уже про достижение уровня Карри. Что отличает Дончича и Янга от этих неудачных примеров — вариативность в атаке. Они способны как сами взять мяч и пройти внутрь, так скинуть передачу открывшемуся партнёру, пока защита сфокусирована исключительно на них. Лучшие персональщики НБА могут закрыть однообразных игроков, даже если их навык развит до невероятных вершин — ведь они же однообразны.
Опасность на трёхочковых — то, через что раскрываются остальные аспекты игры ребят. Чем больше пространства приходится покрывать одному опекуну, тем больше пространства для манёвра у боллхендера. В начале матча Янг любит запустить с 30-35 футов, чтобы просто напомнить сопернику, что он может и попасть. И защита попадает в безвыходное положение: оставлять Трея без опеки невозможно, но держать его на такой дистанции от кольца очень опасно, т.к. один кроссовер — и он получает кучу пространства.
Янг и Дончич настолько динамичны с мячом в руках, что тренеры дают им полный контроль над атакой. Тут не нужно мудрить: дайте элитному шутеру и плеймейкеру в одном ключе заслон около входа в зону — и произойдёт что-то хорошее. Оба игрока требуют повышенного внимания защитников к себе во время выхода из-под заслона — и они знают, когда запрашивать комбинацию. Их показатели про пик-н-роллах (по версии Sinergy Sports) поражают впечатление:
Эффективность в качестве боллхендера при пик-н-роллах (чем больше число в значении «Перцентиль», тем выше вероятность успешного пик-н-ролла):
Игрок Кол-во владений Очки за владение Перцентиль
Дончич 299 1,258 97-ая
Янг 280 1,084 84-ая
И игроку с такими умениями совсем необязательно быть лидером по количеству касаний мяча: пример того же Дончича, процветавшего на Евробаскете под руководством более опытного разыгрывающего Горана Драгича, показателен. Он мог выбегать из-под заслонов и привлекать к себе защитников, даже не имея в руках мяча. И получалось так, что с двумя отличными плеймейкерами Словения за владение могла провернуть несколько пик-н-роллов, пока в обороне соперника не образовывалась дыра. В этой сборной не было такого количества баскетболистов уровня НБА, как у Испании или Франции, у которых практически на каждой позиции есть по игроку с опытом в лучшей лиге мира — но атака балканцев была настолько эффективной, что про класс игроков никто и не вспоминал.
Сложно представить, что при переходе на следующий уровень баскетбольной карьерной лестницы Дончич и Янг окажутся бастами: они слишком одарённые, а их навыки слишком высоко ценятся в современной НБА. Шутеры, умеющие разыгрывать комбинации с мячом в руках, играют огромную роль в постановке пик-н-ролльного нападения, которое использует почти каждая команда в Лиге. Даже если оба начнут карьеру в НБА, получив гораздо меньшую по значимости роль в нападении, чем при их нынешнем положении в «Реале» и «Оклахоме» — они всё равно останутся опасными орудиями в нападении, даже не являясь боллхендерами. Если что, то их можно почаще заигрывать — так добавится и количество моментов, и сами парни будут чувствовать себя нужными.
Сомнения менеджеров из офисов франшиз НБА содержатся в вопросе: «А где же предел развития этих парней? Может быть, лучше взять суперского атлета?». Благо, среди претендентов на высокие пики, таких найти можно: ДеАндре Эйтон быстрее на ногах и более резкий, чем Дончич и Янг, хотя в нём 216 сантиметров роста и 114 килограммов. И вопрос оборонительных навыков для обоих стоит остро: если у них нет физических параметров, достаточных для преодоления уровня посредственного оборонца, то у них остаётся не так много возможностей стать звёздами — тогда как у Эйтона гораздо больше тропинок к элитному уровню, которые открываются для него только за счёт значимых размеров. Да и с их доминированием в атаке тоже не всё ясно: игроки НБА разберут манеру игры Луки и Янга и устроят им тест на то, способны ли они успешно обыгрывать более атлетичных соперников.
Дончич не так уж и хорош при игре один в один, имея лишь 39-ую перцентиль (т.е. вероятность того, что обыгрыш будет успешен, весьма невысока. прим. авт.) в изоляциях. Команды НБА с умелыми персональщиками, умеющими быстро переключаться на выбегающих из заслона игроков, могут ограничить Луку намного эффективнее, чем европейские клубы с медленными бигменами, неспособными закрывать периметр. Временами у словенца возникают проблемы с тем, чтобы при помощи дриблинга оторваться от быстрых защитников.
Янг же пока не отыграл достаточно времени, чтобы оппоненты привыкли к его индивидуальному стилю игры. «Оклахома» только начала играть против своих соперников по конференции, тогда как предыдущие матчи проходили против команд из других конференций — а те обычно не страдают скрупулёзным изучением соперника, который не угрожает их турнирным перспективам. У «нового Карри» уже выдалась одна ужасная игра, где агрессивная защита «Западной Вирджинии» всё время давила на него и активно использовала фуллкорт-дифенс. Он всё же набрал привычные 29 очков, но на это потребовалось сделать 22 броска, причём Трэй допустил 8 потерь на всего-то 5 ассистов.
Дончич и Янг изменили путь развития для самых талантливых проспектов. Последние три игрока, выбранные первыми на драфте (Таунс, Симмонс, Фульц), являли собой образец настоящего атлета с элитной антропометрией и впечатляющей скоростью. И теперь им стоит тратить свои молодые годы на улучшение техники. У Дончича и Янга осталось не так много вещей, где бы они могли стать техничнее — парни и так обладают невероятным набором навыков. Их последующая карьера зависит от ответов на два вопроса: 1) Какими темпами они будут развиваться дальше?; 2) Насколько умелые ребята придут в игру после них?
Карри — золотой стандарт для игроков без хорошей физической подготовки. У него нет исключительной быстроты, как и роста, но более атлетичные защитники до сих пор не нашли молитву, которая бы спасла их от карающей кисти Стефа. Тем не менее существует впечатляющий список попыток команд НБА, искавших своего уникального баскетболиста. Последние 15 лет эксперты сравнивали с Дирком Новицки любого европейского семифутера, бросающего издали. Пока никто не приблизился к уровню немца. Дирк установил планку на чересчур высоком уровне — и любой, кто пытался повторить достижения форварда «Далласа», был обречён на провал с самого начала.
Если Стеф выполняет невозможные броски с кажущейся лёгкостью, это ещё не означает, будто кто-то другой повторит подобное. Мы всё ещё не знаем, как часто баскетболист способен попадать броски — и на каком максимально далёком расстоянии это возможно. Роджер Баннистер в 1954-м впервые в истории пробежал милю быстрее, чем за 4 минуты, и установил рекорд, который тогда считался недостижимым. И который открыл новую страницу в лёгкой атлетике, т.к. в последующие 3 года уже 16 атлетов повторили данное достижение. И наоборот, современники Боба Бимона не смогли приблизиться к его рекорду в прыжке на 8,90 метров на Олимпиаде-1968 (только спустя 23 года Майк Пауэлл прыгнул дальше. прим.авт.).
Карри смог не просто стать кумиром для нового поколения, но ещё и запустить маховик шутинга с дальней дистанции, о чём, наверняка, сам даже и не подозревал: будучи новичком, он делал 4,7 попытки в пересчёте на 36 минут. А сейчас бросает уже 11,1 «трёшки». Дончич делает почти столько же дальних бросков — а Янг и вовсе опережает Стефа в этом плане! И ведь обоим нет и 20 лет. За последние 2 декады количество «бомб», которые в среднем выбрасывают команды НБА, увеличилось более чем вдвое. И тут возникает вопрос, актуальный для современной баскетбольной философии: а есть ли у этого потолок? И если есть, то насколько мы близки к нему? Как скоро упрёмся в него головой? Или же сами игроки, развивающие навык дальнего броска, приподнимают планку с каждым годом?
По всей вероятности, игроки, задрафтованные в 2018-м году, заключат контракт с выбравшими их командами до 2027-го. Карри пришёл в Лигу в 2009-м — и тогда она значительно отличалась от того, что мы видим сейчас. Самое сложное в обзоре драфтовых перспектив — это не предсказание того, насколько проспект будет хорош через 10 лет. Намного тяжелее угадать, какой будет Лига через этот промежуток времени. Дойдут ли лучшие баскетболисты мира до отметки в 15 «трёшек» за игру? И если спустя 10-15 лет найдутся те, кто перепишет рекорды, то это, скорее всего, будут те ребята, которые сейчас устанавливают новую планку на уровнях пониже НБА. Может быть, они уже творят историю в Евролиге или NCAA.
Мнение «Тонкого филолога»: я, мягко говоря, в шоке, что автор The Ringer описал нам Луку как шутера и наследника пути Стефа Карри, хотя это очень узкое и искажённое понимание того, что делает словенец. Да, Дончич нередко любит попалить из-за дуги — и, честно говоря, не всегда это у него выходит лучшим образом. Что есть, то есть. Но почему-то ни слова об умении предсказывать отскок, о хорошем навыке перехватывать мяч, о быстром дальнем пасе на отрыв и т.д. Конечно, у Луки хватает проблем: перепады из-за дуги, не самый резкий кроссовер, не лучшая оборона против быстрых оппонентов (правда, обычно журналисты чересчур пессимистично оценивают оборонительные навыки звезды «Реала» — не такой уж он и плох), мандраж в финальные минуты. Всё же ему не хватает минут вместе с опытным Серхио Льюлем, который мог бы снять часть груза ответственности с вундеркинда. Но я и не понимаю скепсиса по отношению к 7-му номеру в стиле: «Да его грохнут в НБА! Продукт Евробаскета, где всякие «Эфесы» можно полупьяным обыграть!» — подобное пренебрежие было и к Ману с Пау, но чем это в итоге закончилось? Суперзвезда Евролиги — это уже серьёзный уровень, который не стоит игнорировать. Особенно когда суперзвезде только стукнет 19, а она уже имеет опыт игры против лучших сборных Европы и достойно играла против Эвана Фурнье. Самое страшный навык Луки — умение думать головой. И за счёт данного скилла он может покорить Америку.
Трэй страдает тем же, чем и Лука — нехваткой опытного и мастеровитого коллеги по бэк-корту. И если Льюль тяжело травмирован, поэтому и не может подстраховать Луку, то Янгу никто не подскажет в трудную минуту из-за специфики возрастных ограничений в NCAA. Видно, что парень убил годы в спортзале на бросок с ведения — и это нужный навык. Но не каждое же владение его демонстрировать! Трэя не волнует ничего: ни расстояние до кольца, ни прыгучесть оппонента, ни выгодность позиций одноклубников — он шмаляет. И я сейчас не преувеличиваю, используя данный грубый глагол. Именно шмаляет. Представьте себе гибрид из движений Карри и жадности Уэстбрука — так получится Янг. И ведь парень очень талантлив и может приносить гораздо больше пользы, но в не лучшей «Оклахоме» бремя ответственности заставляет его переть напролом и безостановочно бросать. Попади он в «Дьюк», «Канзас», Коннектикут» — его бы там научили играть на команду. А так мы видим типичный случай боллхендера в не лучшем университете. Хватит ли ума и времени у Трэя переучиться? Потому что сейчас все его скоринг-рекорды — это красивый чехольчик, скрывающий за собой iPhone с разбитым стеклом.
Источник: