Даниил Квят Пьер Гасли Торо Россо Формула-1 Брендон Хартли
Похоже, это конец карьеры.
Не успели болельщики порадоваться возвращению Даниила в лучшую гоночную серию планеты, как из стана «Торо Россо» пришла порция свежих новостей: после отличного выступления в США Квята снова отстранили от гонок – за итальянскую команду на Гран-при Мексики поедут Пьер Гасли и Брендон Хартли.
Зачем его вообще возвращали?
В первый раз Квята убрали из «Торо Россо» ради возможности оценить способности Пьера Гасли – пилота молодежной программы «Ред Булл», который давно добивался места в «Ф-1», и заслужил его после сильных выступлений в японской серии «Супер-Формула».
В тот момент многие решили, что карьера Даниила окончена, но «Формула-1» — слишком непредсказуемый вид спорта: перед гонкой в США в «Торо Россо» появилось сразу две вакансии, поскольку лидер конюшни Карлос Сайнс-младший внезапно перешел в «Рено», а Гасли уехал в Японию на финальный этап «Супер-Формулы».
Так Даниил получил не только болид (причем не свой, а Сайнса), но и нового напарника по имени Брендон Хартли в придачу.
Неопределенность до и после первого отстранения
Стоит отметить, что перестановки удивили всех, в том числе и Квята. Настолько, что во время вынужденного «отдыха» Даниил начисто ушел из медиапространства. Он никому не давал никаких интервью или комментариев по поводу сложившейся ситуации, не появлялся в публичных местах и не приезжал на предыдущие гонки в Японии и Малайзии. Понятно, что в неприятной ситуации не стоило поддаваться эмоциям и устраивать внезапные душеизлияния в интернете (ведь он помнит все), но молчание парня настораживало.
Только на первой пресс-конференции перед Гран-при США Квят высказался — и то, надо полагать, потому, что вариантов ухода от интервью у него не было:
«Мы обсудим все за закрытыми дверями и примем решение. Мне кажется, я это заслужил – чтобы мне прояснили ситуацию. У меня есть контракт с «Ред Булл» еще на два года. И пока у меня он есть, я должен выполнять свою работу. Если потом у меня появятся какие-то новые возможности, мы все обсудим вместе и примем решение о том, какой шаг будет наилучшим.
Я не знаю, приму ли участие в следующем Гран-при. Скажем так, пока у меня нет представления о том, какое предложение я могу получить. Думаю, все возможно исправить. Если будет поставлена четкая цель и появится возможность побороться за что-то серьезное в будущем, я буду рад остаться с «Ред Булл». Если нет, и перспективы на следующий этап окажутся неясными, тогда это мне не так интересно.
Если вы спросите, есть ли у меня запасной и третий план, то, да, у меня есть несколько мыслей. «Формула-1» – это не главное в жизни, есть и другие возможности. Я всегда буду оставаться гонщиком, я хочу всегда выступать в гонках, и всегда есть хорошие места. Впрочем, пока я здесь [в «Формуле-1»], я буду бороться и попытаюсь оставаться тут как можно дольше. Мне не хватает борьбы за победы, и, если честно, я не знаю, каким образом к ней вернуться».
В США Квят провел хорошую гонку
После тренировочных сессий команда положительно оценила гоночный темп Хартли как «почти соответствующий Даниилу», но квалификация все расставила по своим местам. Квят привез оппоненту 0,8 секунды и занял 12-ю позицию, в то время как новозеландец уступил даже Маркусу Эрикссону, который уже несколько сезонов подряд остается последним оплотом отъявленного рента-драйверства.
В гонке Хартли провалил старт и оказался в самом конце пелотона, где и остался почти до самого финиша, в то же время Квят провел отличный заезд и набрал зачетный балл. Он демонстрировал неплохой темп, догнал группу обычно более быстрых соперников, но решил не рисковать с обгонами. Выбор оказался верным: по словам инженера «Торо Россо» Джоди Эггинтона, на болиде уфимца под конец возникли серьезные проблемы с батареей. Даниил не смог использовать гибридную составляющую двигателя на полную мощность и потому пропустил Фелипе Массу на более свежих шинах — а если бы бросился прорываться через «паровозик», то совсем бы угробил силовую установку и в очередной раз сошел.
Так что гонку в исполнении Квята можно легко назвать отличной, и сам пилот согласен с этим:
«Моя лучшая гонка в сезоне, без сомнения! Я очень доволен результатом и сделал все что мог, чтобы заработать очки. Мне очень понравилось, в целом команда отлично поработала. Я приехал сюда со свежим настроем, мы кое-что изменили в команде, чтобы у всех появилась новая мотивация. Мы все сделали правильно».
Тогда почему его снова убрали?
Не секрет, что «Торо Россо» для концерна «Ред Булл» лишь полигон для экспериментов и обкатки будущих чемпионов мира. Позиция в Кубке конструкторов и связанные с нею призовые деньги резко перестали волновать дирекцию «быков» ровно в тот самый момент, когда они подписали контракт с «Хондой» на 2018 год: теперь команде в любом случае обеспечена солидная спонсорская и заводская поддержка.
В таких условиях «тауриновым» необязательно обладать лучшими доступными пилотами в своих кокпитах прямо сейчас: им нужно определить, кого же посадить за руль в следующем сезоне. Возможности Квята хорошо известны, чего не скажешь о Гасли и Хартли. Если за новозеландца говорят отличные навыки экономии топлива (сказывается огромный опыт пилотирования гибридных прототипов), то по французу делать какие-то выводы еще труднее. Наверное, потому их и столкнут лбами в очной встрече — чтобы посмотреть на выступления в примерно равных условиях (два Гран-при Пьера примерно равны одному на счету Брендона).
Но есть и еще один фактор — идеологический. Как не раз уже объявлял куратор гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко, его система нужна лишь для того, чтобы растить будущих чемпионов, а не пилотов среднего уровня и просто хороших парней. Таких ребят в «Ф-1» Марко не терпит, но готов предложить им места в других чемпионатах.
По этой причине не дошли или вылетели из «Ф-1» Буэми, Альгерсуари, да Кошта, Линн, Вернь, да и сам Хартли несколько лет назад тоже – некоторые из этих гонщиков впечатляли выступлениями кого угодно, но не Марко.
Поэтому главный вопрос очередного отстранения Квята завязан на мнении Гельмута о том, может ли его подопечный стать потенциальным чемпионом мира. Если нет, то Даниила не спасут никакие потрясающие гонки и бомбические результаты в стиле Верня на Гран-при Сингапура 2014 года – руководство будет смотреть на парня как на отработанный материал.
Логика в таком подходе присутствует: «Ред Булл» вкладывает в карьеры молодых пилотов огромные деньги и ожидаемо хочет получить максимальную отдачу, но уфимца все равно по-человечески очень жаль. Он лучший из доступных «Торо Россо» пилотов, и даже изменился за время отдыха, продемонстрировав смирение и согласие на компромиссы (хотя до этого винил во всех бедах команду, технику, напарника и злой рок). Более того, в США Квят не учудил ничего «торпедообразного» и пилотажем напомнил себя времен первого сезона за «Торо Россо», по ходу которого понравился вообще всем.
Нельзя не признать, что такого отношения к себе он не заслужил. Ни один пилот за последние полтора десятка лет не получал столько моральных ударов от собственной команды в течение всего двух сезонов, хотя за это время через «Формулу-1» прошло немало бесталанных рентачей. Мир автогонок бывает несправедлив и безжалостен.
Похоже, это конец
Вскоре после этапа в США куратор гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко дал четко понять – он не видит Даниила в «Формуле-1»:
«Квят больше не вернется. Мы считаем, что ему не удастся исправиться в долгосрочной перспективе. В оставшихся гонках выступят Гасли и Хартли, а дальше посмотрим».
Удержаться в «Формуле-1» гонщику будет тяжело – свободных мест в командах практически нет, и единственная реальная вакансия осталась только в «Уильямсе». При этом за место в английской конюшне ведут борьбу минимум три гонщика, и Квята в сравнении с ними вряд ли можно назвать фаворитом.
В случае, если Даниил не сумеет подписать контракт ни с одной командой на сезон-2018, его карьеру в «Формуле-1» практически наверняка можно будет считать завершенной – вернуться спустя год простоя без поддержки автопроизводителя или крупной компании уже давно не удавалось никому.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox; globallookpress.com/Hoch Zwei/picture alliance (3)
Источник: