Роман Ротенберг СКА Владимир Путин олимпийский хоккейный турнир ЦСКА КХЛ сборная России
В Пхенчхан поедет сборная ОАР.
С момента создания КХЛ российский хоккей жил ради одной великой цели, у которой четыре года назад просто поменяли последнюю цифру. И хоккею намного хуже, чем другим видам спорта. Даже те, кого отстранили из-за царапин, остались в памяти победителями – и этого не отнимет даже комиссия Шмида. А хоккеисты опозорились – и для многих Игры в Сочи кончились 19 февраля 2014 года.
Неважно, какое решение в итоге примет Путин: ехать или не ехать – для хоккея это политическое поражение. Даже если Ковальчук и компания выиграют золото, то это сделает не Россия, а что-то странное под названием «ОАР», без флага и гимна. Опыт Альбервиля-92 здесь абсолютно неуместен – там объединенная команда была лишь временным ребрендингом бывшего СССР, да и сам СНГ имел вполне определенные границы.
Похоже, что слово «Россия» в названии делегации было оставлено лишь благодаря лоббированию Международной федерации хоккея, которая оказалась едва ли не единственной, кто как-то отстаивал интересы российский спортсменов (Фазель для нас сделал больше, чем Мутко или Колобков). Сохранять его для отдельных атлетов не было никакого смысла из-за лицемерного характера Олимпиады, которая хоть и обвешана флагами до потолка, но декларирует в хартии, что это соревнование не стран, а спортсменов.
Но обычная формулировка «Независимые олимпийские участники», используемая в таких случаях, не давала бы права для команд России участвовать в Играх – и здесь близок пример Социалистической федеративной республики Югославия на летних Играх 1992-го. Югославский олимпийский комитет был дисквалифицирован, индивидуальные атлеты также были объединены под флагом с кольцами, но мужская баскетбольная сборная не была допущена к квалификации, а женскую сборную заменили итальянки. Для отстранения хоккейной сборной не было никаких оснований, и МОК принял максимально мудрое решение – впрочем, всему мировому хоккею организация уже и так испортила жизнь, как могла.
Но для нас это неважно. Свой главный провал хоккейная Россия уже пережила, убив шесть лет потенциально успешной лиги ради проигрыша 43-летнему Селянне, 18-летнему Баркову и куче кэхаэловцев. Последние четыре года – агония ради цели, до которой мы даже не доехали. И это делает весь бесполезный труд еще более бесполезным.
В истории КХЛ за 10 лет было много разных периодов. Например, «Вольное хоккейное общество» в первые годы – лига была самостоятельной, пусть и принимала некоторые бредовые пожелания из ФХР. Или междуцарствие с генменеджером сборной Андреем Сафроновым – правда, он повторял все ту же фэхаэровскую риторику.
Приход Ротенбергов стал началом нового прекрасного этапа «Государственная корпорация «Хоккей». Что из себя представляет эта политика, понять несложно. На фоне скандалов вокруг отсутствия флага осталась почти незамеченной важная новость: в сборную России на Кубок Первого канала приглашены только два игрока не из СКА и ЦСКА – причем не факт, что кто-то из них сыграет. Это квинтэссенция всего, что делали с несчастной КХЛ в последние годы.
Мы много раз писали об этом, но сухие цифры покажут это еще эффектнее:
2013 — 23 человека в составе, представлено 8 клубов. У СКА – 6 сборников, у ЦСКА – 3 (39% — «армейцы»)
2014 — 28 человек, 9 клубов, У СКА – 7, у ЦСКА – 4 (те же 39%)
2015 — 29 человек, 8 клубов. У СКА – 9, у ЦСКА – 5 (летом пришли Ротенберги, уже 48%)
2016 — 25 человек, 8 клубов. У СКА – 7, у ЦСКА – 8 (60%)
Ну и теперь мы имеем полный абсурд: четыре клуба, 27 человек, 15 – из СКА, 10 – из ЦСКА (93% из двух клубов!). Нужны ли еще какие-то цифры, чтобы показать, насколько низко упала лига, что на 19 русских клубов у нас остался всего один полевой игрок в основную сборную? Даже на ЧМ-1983, в период гегемонии ЦСКА в чемпионате СССР, от московских армейцев в сборной играли только 13 из 22 человек – это тоже ужасно много, но смешные цифры по сравнению с 2017 годом. Это характеризует весь уровень конкуренции последних лет.
Руководить госкорпорацией «Хоккей» поручили человеку, который, судя по всему, патологически ненавидит проигрывать и одержим манией побед – всегда и везде. Мы помним, что неизвестные боты врывались в опросы на лучшего генерального менеджера и с блеском обеспечивали победу Романа Ротенберга. Если функционер уделяет такое внимание подобным вещам, то неудивительно, что для победы базового клуба сборной мобилизованы все ресурсы из возможных. И пусть интрига в чемпионате убита, а букмекерские коэффициенты на СКА обрушены.
Вся олимпийская история в целом показывает, что русский спорт так и не избавился от вопроса, который преследует всю социальную жизнь России: «А что же скажут на Западе?». Наша страна сочетает в себе несочетаемое: резкую бытовую неприязнь к Западу и непрестанное наблюдение за тем, что же скажут про нас за бугром. Ни в какой другой стране невозможно представить сайт типа ИноСМИ.
И я уверен: весь побег за олимпийским золотом связан даже не с тем, что Третьяку не о чем будет докладывать президенту. Дело даже не в президенте – мы трясемся о том, чтобы на Западе видели наши спортивные успехи и думали о нас хорошо. Весь спорт в России построен на том, чтобы «наши» показали «ненашим» кузькину мать. И это ужасно.
Судьба КХЛ – лиги, которая пыталась вырваться из узких кандалов, что сковывают хоккей две недели в мае – символична. КХЛ была кривой, косой, но она была не только конкурентной, о чем мы писали – руководство лиги делало продукт, интересный именно национальному зрителю, где потребитель осознавал себя не просто «парнем, который против ненаших», а жителем конкретных Казани, Уфы, Ярославля. И именно в этом был наш маленький шанс – 1 к 100 – повернуть весь спорт в России в сторону самодостаточности, а не постоянного пугливого оглядывания за кордон. Этого хотели администраторы лиги, но не те, кто ее создавал.
Есть ли предел для дальнейшего падения? Оказалось, нет: хоккеисты отдельно обратились с письмом к Владимиру Путину со смиренной просьбой отпустить их в Пхенчхан. Мало того, что это унизительно по форме и попахивает челобитной XVI века, так это еще и нагло. Почему сборная, которая на 95% состоит из игроков клубов, которые финансируются из карманов госкомпаний, должна идти против политического решения, если таковое будет принято? Атлет из индивидуальных видов может представлять себя самого, но весь сборные команды создаются на национальной основе. Как сборная России может требовать защищать честь непонятной нам «ОАР»?
За 10 лет мы не выиграли ни одной медали Олимпиады. За два последних года мы опустили КХЛ до такого уровня централизации, который не снился даже чемпионату СССР. Самое ужасное, что дно все еще не достигнуто. И мы даже не представляем себе, что будет, когда мы туда упадем.
Фото: РИА Новости/Григорий Соколов (1), Алексей Куденко
Использовано фото: РИА Новости/Алексей Даничев
Источник: