Льюис Хэмилтон Валттери Боттас Гран-при Мексики Мерседес
Лучший год в его карьере.
Для чемпионского титула на Гран-при Мексики Льюису Хэмилтону нужно было не проиграть Себастьяну Феттелю 16 очков. И он это сделал. Во второй половине сезона «Мерседес» и персонально англичанин разгромили Феттеля и привезли в Мехико 66-очковый отрыв. До конца чемпионата оставались три гонки с максимальным «призовым фондом» в 75 очков, но Льюис не позволил себе расслабиться и сохранил концентрацию даже после столкновения с оппонентом и последовавшего вынужденного пит-стопа на первом круге. В итоге приехал в топ-10 и досрочно завоевал четвертый чемпионский кубок.
В начале 2017 года никто не смог бы предсказать такой исход. Старт сезона обрадовал всех фанатов гонок: после трех лет доминирования «Мерседеса» в пелотоне нашлась команда, готовая биться с немцами за титул. «Феррари» отлично поработала зимой, создала болид с интересными аэродинамическими решениями и сильно прибавила в скорости. На продуманной и сбалансированной технике Феттель включился в борьбу с Хэмилтоном с первого же заезда и стабильно зарабатывал очки там, где у соперника возникали проблемы с прогревом шин и поиском оптимальных настроек. Все ждали сохранения плотной борьбы между самыми титулованными пилотами поколения до последнего Гран-при, но прогнозы оказались слишком оптимистичными. Лидер Скудерии всего за несколько недель растерял наработанное преимущество, а первый номер «Мерседеса» набрал потрясающую форму и одержал пять побед в шести гонках, оставив итальянцам лишь мечты о реванше в 2018 году.
Что же привело Хэмилтона к самому впечатляющему успеху в карьере?
«Мерседес» по-прежнему лучший в квалификациях
Побеждать с легкостью предыдущих сезонов «Мерседесу» помешал рваный темп на длинной дистанции из-за перегрева и повышенного износа шин, но в спринтерских квалификационных условиях проблем почти не возникало. Этот фактор сыграл ключевую роль в ходе чемпионата, ведь стартовая позиция в последние сезоны как никогда влияла на победителя Гран-при: в 12 из 17 гонок текущего сезона победитель начинал заезд с первого ряда.
Так что на передний план вышел полумифический «волшебный режим» лучшего двигателя в пелотоне, который позволил «Мерседесу» остаться лучшей командой «Формулы-1». Пока весь мир подозревал немцев в нарушении правил и злоупотреблении маслом для повышения эффективности силовой установки, они брали высокие позиции в квалификациях. И Хэмилтону было проще контролировать ситуацию даже на тех трассах, где «Феррари» оказывалась чуть быстрее.
Удачная комбинация правильного шасси, длинной колесной базы и мощного двигателя помогла «Мерседесу» привозить противникам серьезные отрывы на треках с большим количеством прямых. Пусть на автодромах других конфигураций они уже не выглядели безальтернативными доминаторами, их технический пакет в целом остался топовым и позволил претендовать на победу в каждой гонке. Для грамотного поддержания конкурентоспособности болида выделялись огромные ресурсы, и трудно не признать, что «Мерседес» выиграл у противников гонку обновлений и прибавил почти как «Ред Булл» в 2013 году (у которого было 4 победы до летнего перерыва и 9 после).
Хэмилтон вышел на новый уровень
Льюис и раньше считался отличным пилотом, выступающим без необъяснимых спадов, но в 2017 году он включил режим безжалостного терминатора. Видимо, проигранный в прошлом сезоне титул раззадорил англичанина и мотивировал на адскую работу по улучшению собственной формы. Способ, выбранный Льюисом в погоне за прогрессом, может вас удивить: пилот приобщился к модной культуре веганства. Два года назад он отказался от мяса, но продолжил потреблять рыбу, а совсем недавно исключил из рациона и морепродукты: «Теперь я чувствую себя лучше, чем когда-либо. Психологически я был силен весь год, но физическая форма значительно улучшилась после смены диеты. Это решение можно назвать одним из лучших в карьере — важнее был только переход в «Мерседес».
После прокачки физических способностей Льюис изменил стиль пилотажа и научился намного лучше контролировать болид, с которым раньше из-за промахов с прогревом шин было трудно совладать. Именно в этих переменах и заключается солидный прогресс в течение сезона — по крайней мере, так считает напарник четырехкратного чемпиона Валттери Боттас: «С моим обычным стилем пилотажа в определенных моментах мне приходилось сложнее, а вот он смог адаптироваться к разным условиям. Хэмилтон здорово умеет приспосабливаться к различным ситуациям, кроме того, у него большой опыт работы с командой – и это тоже пошло на пользу».
Руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф просто признал, что Льюис вышел на новый уровень «и в болиде, и вне его», что особенно заметно по квалификационным перфомансам чемпиона: в текущем сезоне Хэмилтон почти не ошибался и каждый раз находил возможность проехать круг хоть немного быстрее. Льюис был настолько хорош, что побил рекорды Айртона Сенны и Михаэля Шумахера по поулам и параллельно установил лучшее время в истории некоторых треков.
Наконец, он поразил невероятной стабильностью, проехав наибольшее количество кругов в текущем сезоне и единственным из пилотов топ-команд финишировав во всех гонках. Или после двух сходов, стоивших Льюису титула в предыдущем году, пилот просто попал в длительную полосу везения.
В команде Хэмилтона улучшилась атмосфера
Отличным результатам он обязан не только диете и уверенности в своих силах, но и переменам в коллективе. В прошлые годы «Мерседес», не обремененный соперничеством с другими командами, играл в демократию и разрешал Нико Росбергу бороться с напарником.
«Когда у вас два сильных пилота в команде, когда сражение идет внутри команды, это похоже на ураган. Куча энергии в замкнутом пространстве. Так и было в нашем случае», – объяснял Хэмилтон.
Если в 2014 и 2015 году Льюис сумел победить, то в 2016-м Росберг воспользовался ошибками британца, добрался до титула и внезапно ушел из «Формулы-1». Эти события не только придали трехкратному чемпиону мира мотивации, но и привели в команду менее опытного и опасного Валттери Боттаса, который, в отличие от Росберга, не посягнул на первенство сразу во всех Гран-при. Команда сконцентрировалась на помощи одному пилоту, и внутренние разногласия улеглись.
Но за хорошую атмосферу можно благодарить и «Феррари». Ни для кого не секрет, что коллектив сплачивается перед лицом общего внешнего врага — и для «Мерседеса» таковым стала Скудерия. Борьба на равных с другой конюшней заставила всех в Бракли и Бриксуорте работать усерднее, так что в создании непобедимого немецкого монстра частично виноваты сами итальянцы.
«Люди в команде могут рассказать вам, какая была динамика, – откровенничал Льюис в интервью Motorsport. – Я бы сказал, что в прошлом году мне она не нравилась. Теперь все изменилось. Здорово, что мы сражаемся с другой командой, потому что фокус смещен и динамика стала намного лучше. Была бы она такой, если бы Нико остался? Нет».
Больше не распыляясь на борьбу с бывшим приятелем Росбергом, Хэмилтон обрел мир и спокойствие, полностью сосредоточившись на превращении жизни Себастьяна Феттеля и «Феррари» в ад. У него получилось.
«Красные» не выдержали напряжения
Скудерия действительно построила классный болид в начале сезона и обозначила имперские амбиции с первых же гонок. Казалось, итальянцы наконец-то вернулись в высшую лигу и отодвинули «Мерседес», но целый год без внутренних разногласий провести не сумели.
Первые признаки грядущего поражения проявились еще в начале лета: «Феррари» не просто провалила несколько Гран-при из-за странной тактики, но и удивила отсутствием прогресса – стоило немцам решить проблемы с прогревом резины, как алые болиды остались позади.
Оказалось, что «Феррари» стала заложником собственной философии. Да, сложную и интересную конструкцию шасси конкуренты скопировать не сумели, но и итальянцы столкнулись с серьезными трудностями в соответствии немецкому темпу развития машины и ожидаемо уступили главному конкуренту в скорости.
В неудачах также виновны мотористы и пилоты, растерявшие шансы на титул буквально за два этапа: Феттель безрассудно полез оборонять позицию от Макса Ферстаппена на старте Гран-при Сингапура и тут же закончил гонку, а уже через две недели отдел контроля качества не заменил бракованную свечу в двигателе болида немца перед гонкой в Японии. И это лишь самые яркие фэйлы — всего их наберется около десятка. «Мерседес» же, несмотря на отдельные просчеты, очки конкурентам практически не раздавал.
Не было мира и внутри итальянского коллектива – ни на волне чрезвычайного успеха, ни перед лицом ужасных неудач. После первой четверти сезона возникли слухи об интригах технического директора команды Маттиа Бинотто, которому захотелось немного признания и чуть больше власти, а во второй половине чемпионата инсайдеры заговорили о будущих массовых перестановках. По словам Эдди Джордана, Маурицио Арривабене могут сместить с поста руководителя «Феррари» и назначить на его место как раз Бинотто. В таких условиях о единстве в конюшне можно даже не заикаться.
Хэмилтон просто не мог проиграть
Из истории известно, что чемпионат обычно выигрывает пилот на отличной машине с предельной мотивацией, особенно когда обстоятельства складываются в его пользу. Льюис как раз и оказался в идеальной ситуации для победной серии.
До 2017 года англичанину лишь раз в карьере устраивали благоприятные условия — девять лет назад, когда он и взял первый титул со слабым напарником Хекки Ковалайненом. В нынешнем сезоне «Мерседесу» удалось воспроизвести схожую атмосферу для своего звездного пилота и уверенно выступить в каждой гонке без рисковых тактик или странных решений – так что откровением четвертый титул англичанина не стал. На самом деле, у соперников вообще не было шансов.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson, Dan Istitene
Опрос
Хэмилтон догонит Шумахера по чемпионским титулам? 4697 голосов 1
- Да 37%
- Нет 63%
Источник: