Новак Джокович Марьян Вайда Пепе Имаз ATP Елена Джокович Марко Джокович

Как понимать решение серба расстаться с тренерами, с которыми он работал 10 лет?

Что происходит?

Новак Джокович расстался с тремя ключевыми членами своей команды: тренером Марьяном Вайдой (с которым работал с 2006 года), тренером по физподготовке Гебхардом Фил-Гричем (с которым работал с 2009 года) и физиотерапевтом Мильяном Амановичем (с которым работал с 2007 года). Первая реакция теннисного мира на эту новость может быть охарактеризована цитатой из жены Джоковича Елены: «Новак, как ты себя ведешь? Господи боже».

Джокович никогда не чурался перемен и довольно активно менял свое окружение и привычки. Он с разным успехом привлекал в команду специалистов для решения конкретных задач. Происходило это с разным успехом. С Тоддом Мартином, например, серб превратил свою подачу в нечто совершенно кошмарное (не факт, что это была вина только Мартина, но он ситуации явно не помог). А вот Борис Беккер добавил ему уверенности у сетки, помог выиграть шесть «Шлемов» и на какое-то время даже стал его главным тренером. Что касается привычек, то многие искали причины феноменальных успехов серба в его экспериментах с диетой, барокамерами и тренировочными программами.

Но у него всегда был фундамент, неизменные элементы, к которым добавлялись разные функциональные и не очень надстройки. Что там говорить, именно с Вайдой серб выиграл свой самый первый титул АТР в далеком 2006 году. Словак – это человек, который буквально был с Джоковичем на протяжении всего пути. Тренер по физподготовке и физиотерапевт помогли ему превратиться из хрупкого юноши в семижильного теннисного терминатора. Так что расставание с ними – это самая радикальная перемена в карьере серба. В пресс-релизе на сайте Джоковича оно называлось «шоковой терапией».

Как ее можно трактовать? Поразмышляем. 

Признак отчаяния

После «Ролан Гаррос» у Джоковича наступил спад. Конечно, во всех интервью он говорит, что это естественный процесс, и невозможно столько лет играть на феноменальном уровне, и так далее. Возможно, что Джокович уже заждался, когда естественный спад сменится естественным подъемом, и в отчаянной попытке ускорить процесс решил, что нужно радикально все поменять. Еще он говорил, что «после «Ролан Гаррос» перестал слушать свое тело и свой разум». Возможно, он посчитал, что приевшиеся за долгие годы голоса его команды мешают ему слышать.

Признак решительности

Фундаментальная перестройка команды может указывать и на то, что Джокович по-настоящему осознал глубину кризиса. Любопытную метафору по этому поводу приводит журналист SI.com Джон Вертхейм: «Как любой менеджер, управляющий компанией, которая почти четыре квартала переживает спад, Джокович проанализировал кадровые потребности и провел перемены». В пользу такой версии говорят и слова Джоковича, произнесенные в Мадриде: «Иногда жизнь ставит перед тобой трудности. И вместо того, чтобы избегать их и прятаться, я пытаюсь их преодолевать».

С другой стороны, против такого рационального объяснения говорит то, что у Джоковича нет готовых кандидатов на замену ушедшим. И одно дело – расстаться с тренером, а другое – уволить опытного физиотерапевта и тренера по физподготовке в преддверии одного из самых насыщенных отрезков сезона. Это попахивает либо радикализмом, либо как раз отчаянием.

Признак помутнения рассудка

В статье о решении Джоковича на официальном сайте АТР нынешнее состояние команды серба описывается так: «Сейчас он работает только с физиотерапевтом, своим братом Марко и бывшим испанским теннисистом Пепе Имазом, с которым сотрудничал последние несколько лет». Пепе Имаз действительно был 146-й ракеткой, но сейчас он основатель движения (организации? идеологического течения? тренерской методики? жизненной философии?) Amor & Paz («Любовь и мир»), утверждающий, например, что телепатия и левитация возможны.

Его роль в команде Джоковича в последний год выросла. Говорят, что именно из-за него от серба ушел Борис Беккер. Многие болельщики считают его шарлатаном, который попросту паразитирует на Джоковиче. И вполне возможен вариант, что его учение как-то привело к разрушению команды Джоковича. Сербская пресса утверждает, что еще он работает с Фернандо Вердаско и Сантьяго Жиралдо, так что вдруг он решил собрать вокруг себя группу игроков и противопоставить классическому теннису теннис духовный, с левитацией и телепатией?

Возможен вариант, что вся команда Джоковича, кроме брата Марко (сторонника Имаза), пыталась указать ему на то, что испанец его губит? И серб в итоге выбрал его? Все это спекуляции, но как бы там ни было, то, что профессионалы из команды Джоковича ушли, а Имаз остался, уже привело к появлению очень смешной шутки.

Live shot of Djokovic training at the https://t.co/uNrXHZa7Ty academy pic.twitter.com/LhH9UxZNVb

— Matt (@PushingFool) May 6, 2017

Что дальше?

Ситуация с Джоковичем возродила дискуссию о том, зачем вообще топ-игроку нужен тренер. И Джоковичу сейчас стоит задуматься над этим вопросом. Нужен ли ему человек, который понимает его ситуацию и способен найти, в первую очередь, психологические решения? Или ему нужен человек, который, как Беккер, будет помогать с конкретными элементами? Или же ему нужен скаут, который будет просматривать соперников?

Сам серб говорит, что сейчас какое-то время поездит один – в конце концов, он человек опытный и умеет тренироваться. К тому же ему своими наблюдениям помогает брат Марко. Но уже к «Ролан Гаррос» или вскоре после «Ролан Гаррос» Джокович планирует кого-нибудь найти.

Новак Джокович с братом Марко

По его словам, ему нужен человек, который переживал нечто подобное тому, что сейчас переживает он. В связи с этим обсуждаются многие кандидатуры бывших игроков. Основным претендентом с легкой руки британской The Daily Telegraph почему-то стал считаться Андре Агасси, который в последнее время неоднократно говорил, что сейчас для него главное – семья. Но если кто и может помочь преодолеть мощный спад, то это Агасси, который сам делал это несколько раз.

Одно понятно точно: карьера Джоковича еще далеко не окончена. Утверждать, что ему пришел конец – это страшная драматизация. То же самое в свое время говорили про лучших игроков этого сезона Федерера и Надаля (любопытно, что их кризисы тоже начались в 29 лет). Послушаем Стэна Вавринку и не будем торопиться с выводами: «То же самое было с Рафой и Роджером. Он переживает сложный период, но ему повезло с тем, что у него никогда не было серьезных травм. Я уверен, что он вернется и снова выиграет турнир «Большого шлема». Когда? Я не знаю – может быть, через несколько месяцев, но он совершенно точно снова одержит великолепную победу».

Фото: REUTERS/Susana Vera; Gettyimages.ru/Mark Kolbe, Julian Finney (3,4)

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям