НБА плей-офф НБА Хьюстон Бостон Элджин Бэйлор Финикс Айзейя Томас 1989 Лейкерс Джерри Уэст Чарльз Баркли Даллас Хаким Оладжувон Дирк Новицки
«Селтикс» загнали себя в яму в серии против едва пролезших в плей-офф «Буллз», но смогли выбраться.
Это не первый случай, когда команда уступает оба домашних матча на старте серии, а затем спасается (и даже не первый, когда так позорится победитель конференции в противостоянии с восьмой сеянной командой, но об этом ниже), но число таких историй можно пересчитать по пальцам одной руки. Если только вы не Х-фактор серии «Бостон»-«Чикаго» Джеральд Грин.
Конечно, отыграться с 0-2 возможно, и такое в истории НБА случалось два десятка раз – мы это наблюдали даже в прошлом году, причем дважды. Но в обоих случаях («Портленд» против ЛАК в первом раунде и «Кливленд» в финале) у отстающей команды было в запасе еще три игры на домашнем паркете. Другое дело, когда 0-2 «летит» фаворит: ты проигрываешь первую игру – и отдаешь преимущество домашней площадки; проигрываешь вторую – и практически расстилаешь под ноги соперника красную дорожку в следующий раунд.
28 раз команда с высоким посевом проигрывала обе домашние встречи на старте серии, и чаще всего в дальнейшем не было даже борьбы – как, например, в серии САС-ЛАЛ 2001 года, когда таран «Лейкерс» просто смял возрастных игроков «Сан-Антонио» сначала в гостевых, а потом и в домашних встречах. 15 из 28 раз серии заканчивались всухую.
Но в пяти случаях хода сюжета разворачивался на 180 градусов.
1969, «Лейкерс» против «Уорриорз»
В 1969 году, если бы вы поставили $1000 перед стартом плей-офф на то, что в финал выйдут ЛАЛ, вы бы выиграли пакетик орешков, причем уже кем-то открытый. На Западе не было конкуренции: первый сезон за «Лейкерс» играл Уилт, команда выиграла 55 матчей в режиме энергосбережения, главным (но мнимым) конкурентом были «Хоукс», где звездами были Зелмо Бэйти, Лу Хадсон и Билл Бриджес (только не говорите, что вы знаете, кто это), а человек, который должен был стать первым лицом Запада на ближайшее десятилетие – Рик Бэрри – уже играл в Американской Баскетбольной Ассоциации, куда сбежал за большими деньгами и обещанными ему связями в шоубизе.
Три лидера «Лейкерс» равномерно распределяли нагрузку – каждый набирал не менее 20 очков и 4,5 ассистов за игру. В первом раунде им достались «Уорриорз» – те самые, откуда сбежал авантюрный Бэрри. Нет проблем? Не тут-то было.
В первых двух матчах в «Форуме» Уилта начисто закрыл его бывший сменщик Нэйт Термонд, а самым результативным в «Уорриорз» оказался ветеран Руди ЛаРуссо, экс-игрок ЛАЛ, который после обмена из «Лейкерс» завершил карьеру (!) за полтора года до той серии. Но решил вернуться в баскетбол, подписался с «Уорриорз», попал на Матч всех звезд и настрелял 32 и 29 очков против своей бывшей команды в двух первых матчах.
И все-таки ЛАЛ пришли в себя и смогли выиграть следующие 4 встречи. Но осадочек от вялого старта многообещающего плей-офф остался, и в конце концов «Лейкерс» пришлось на себе испытать это чувство упущенной серии: они вели 2-0 в финале (выиграв обе игры в «Форуме»), но в итоге проиграли титул старикам из «Бостона» в одном из величайших камбэков в истории спорта.
1993, «Санз» против «Лейкерс»
В 1993 году случилась схожая история: звезда переходит в новый клуб, легко выигрывает конференцию, собирается пошуметь в плей-офф – и вдруг наталкивается на андердога без тормозов (аналогий с 1969 прибавляет также итоговое поражение в финале от принципиального соперника, завершающего карьеру сразу после плей-офф).
Чарльз Баркли превратил «Финикс» в контендера, получил MVP по итогам регулярного сезона и мыслями был уже в финале, где должен был обыгрывать (так ему казалось) своего ровесника, друга, одноклубника по «Дрим-Тим» и партнера по съемкам «Космического Джема». И тут внезапно воскресли вроде уже убитые уходом Мэджика и травмами Уорти «Лейкерс». Те самые несдающиеся ЛАЛ, с тремя бигменами в старте (Дивац, Кэмпбелл, Эй Си Грин) извлекли максимум из несобранности «Финикса».
Кевин Джонсон получил нелепую травму, прыгая после победы в последнем матче «регулярки», а Баркли было тяжело в одиночку делать все: набирать очки, раздавать передачи, еще и рубиться с «Тремя башнями» под кольцом. «Санз» уступили два первых матча и не имели права проигрывать больше ни разу: серии первого раунда в те годы играли до 3 побед (лишь в 2003 их удлинили до 4).
Тренер Пол Уэстфал отправил команде тривиальное послание: «Мы поедем в Лос-Анджелес и выиграем обе игры. Затем вернемся в Финикс и выиграем пятый матч серии. И потом все будут говорить, какая это была великая серия».
Говорят все-таки нечасто. Но тот «Финикс» помнят все. А ведь он был на грани вылета из первого раунда – и только бросок Дэна Марли, переведший пятую игру в овертайм, спас клуб от позора в первом раунде.
1994, «Рокетс» против «Санз»
«Хьюстон» Оладжувона обожал отыгрываться (в прямом смысле) на «Санз». Похожий трюк – возвращение с 0-2 в полуфинале Запада – «Рокетс» провернут и в чемпионском походе 1995 года, но тогда они уже будут аутсайдерами с сердцем чемпиона и шестым посевом и две первых встречи проиграют на выезде, а не дома.
Но в 1994 году команды перед стартом серии считались равными и достойными друг друга соперниками. У «Хьюстона» был MVP лиги, но первый раунд против «Портленда» был пройден коряво. У «Финикса» был статус прошлогоднего финалиста, но не было преимущества домашнего паркета.
Как показалось сначала, последний фактор не имеет значения – «Санз» взяли обе игры в «Хьюстоне». Газеты пестрели заголовками CHOKE CITY, телекомментаторы спешили определить Баркли чемпионом (Джордана-то нету), троллинг смешными гифками в Твиттере не прекращался – «Рокетс» упустили 18-очковое преимущество в первой игре, а затем совсем обезумели, когда вели 20 очков в четвертой четверти второго матча и все равно проиграли. На тот момент это был самый большой провал в четвертой четверти плей-офф в истории НБА.
На третью игру в Финиксе болельщики «Санз» принесли веники – ожидали «свипа» (sweep – досл. «подметать», перен. – «обыгрывать всухую»). Но «Хьюстон» изменил тактику – от большого числа бросков после скидок Оладжувона из лоу-поста «Рокетс» отошли в пользу проходов защитников под кольцо. Коррективы помогли.
В середине серии фактор домашнего паркета снова стал важным: после 2-2 последние три игры серии были выиграны дома, и все три – довольно уверенно. А поскольку преимущество своей площадки (а с ним и седьмая игра) принадлежало «Рокетс», то серию, столь безропотно отданную вначале, выиграли именно они. А через месяц завоевали и чемпионство.
2005, «Мэверикс» против «Рокетс»
Интересная тенденция:
- В 1969 году ЛАЛ отыгрались после 0-2, в 1993 – уступили, ведя 2-0.
- В 1993 «Финикс» отыгрался, в 1994 – уступил.
- В 1994 вернулся с 0-2 «Хьюстон», он же уступил в 2005.
Передача эстафеты, как мы теперь знаем, обрывается на «Далласе». В 2005 году в первом раунде столкнулись две техасские команды: 4-ю строчку на западе заняли «Мэвс», 5-ю – «Рокетс». И несмотря на то, что серия начиналась в Далласе, хозяевами поначалу чувствовали себя хьюстонцы. В первой игре «Даллас» бросал так, будто видел эти кольца впервые (35% с игры у всей команды, а мы говорим о третьей лучшей атаке лиги). Во второй Ти-Мак делал что душе пожелается: пугал трипл-даблом (28+8+10), унижал данком Шона Брэдли, забивал победный бросок.
Затем было три очень упорных встречи, в которых все решалось в концовке; скандальная пятая игра, в которой судьи в решающий момент не увидели огромный аут, в котором находился Майкл Финли, выбивавший мяч из рук игрока «Рокетс» (или не увидели самого двухметрового Финли); и два взаимных разгрома в последних двух встречах.
И с тех пор болельщики «Мэвз» вспоминают ту серию как волевой камбэк (до сегодняшнего дня это был единственный в XXI веке отыгрыш с домашних 0-2), а болельщики «Рокетс» – как эпизод из книги продажного арбитра Тима Донахи.
2017, «Селтикс» против «Буллз»
Мы увидели две разных серии в этом противостоянии. В одной из них опытный «Чикаго» легко обыгрывал в гостях «Бостон», над которым висел комплекс первого раунда (не выигрывали серию плей-офф с 2012), статус «худшего первого посева в истории» (это уже официально не так, хотя и близко к тому) и тяжелейшее эмоциональное состояние из-за гибели младшей сестры Айзейи Томаса в автокатастрофе прямо перед стартом серии.
Но после двух игр в «Бостоне» изменилось все.
Айзейя съездил к семье в Сиэтл, что стало терапией как для него, так и для всей команды, которая увидела своего лидера в привычном состоянии не только на паркете (сам Томас хорошо провел и первые две игры), но и вне его – и зарядилась энергией.
Вероятно лучший игрок «Чикаго» в серии – Рэджон Рондо – сломал палец. На смену «плей-оффному Рондо», срамящему критиков, угрожающему трипл-даблами и заигрывающему всех партнеров, пришел «грустный Рондо в пиджаке».
Фред Хойберг побоялся сделать резкий шаг и перевести команду на тактику без разыгрывающего вовсе, вернув Батлера на позицию защитника. Вместо этого он предложил «консервативное лечение», заклеивая рану на позиции пойнт-гарда держащимся на соплях пластыре из Джериана Гранта, Картера-Уильямса и Айзейи Кэнана.
Брэд Стивенс – отчасти от безнадежности, отчасти проанализировав игру в первых матчах – убрал Амира Джонсона на скамейку, поставив в старт не игравшего там 137 лет Джеральда Грина. Поскольку за «Чикаго» под кольцом буйствовал огненный Робин Лопез, угрожавший вообще превратиться в живой факел в случае спонтанного самовозгорания, то щит «Бостон» проигрывал что с Амиром, что без него. Зато при переходе на «смолл-болл» команда стала быстрее, атлетичнее, бросковее – все пять человек с самого старта угрожали из-за дуги, хорошо двигали мяч и выматывали не самую мобильную, здоровую и молодую команду «Буллз».
А еще внезапно полезно заиграла скамейка «Бостона». А еще Джимми Батлер получил повреждение. А еще Эвери Брэдли включил first-team-all-defense. А еще Нико Миротич играет больше тридцати (минут), а попадает меньше тридцати (процентов). Факторов много, и «Бостон», которому жизненно необходимо было выигрывать минимум две игры в Чикаго из предстоящих трех, взял вообще все, по пути захватив и домашнюю. 2-4 – и дальше проходят «Селтикс». «Свип», который многие предвещали, все-таки случился – только начался он с третьей игры, а не с первой.
А мы стали свидетелями редкой истории, когда команда-фаворит создает себе максимальные трудности в плей-офф, а потом, не поддаваясь панике, все-таки выкарабкивается.
Фото: commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Maddie Meyer; REUTERS/Gary Cameron, Andrew P. Scott APS/GN
Источник: