Наиболее многочисленная группа детей-дошкольников объединяет в настоящее время тех, кто имеет отклонения в развитии речи. О работе по исправлению речевых нарушений нам подробно рассказал детский психологический центр, оказывающий самую действенную помощь в этом направлении.
Речевые расстройства обязательно сопровождаются какими-либо другими психологическими расстройствами, являющимися следствием межсистемных связей. Совместное образование сложного психологического профиля отклонений в развитии детской психики содержит нарушения речи, как один из основных синдромов.
Наличие определенных негативных проявлений в любой жизненной сфере ребенка является следствием отклонений в его речевом развитии, в его речевых трудностях. Этим предопределяется в достаточной мере невысокая познавательная активность, недостаточность ориентировки в явлениях и фактах окружающего мира, примитивность и обеднённость содержания игровой, художественно-творческой и коммуникативной деятельности, непродуктивности поведенческой тактики и так далее.
Дети с нормальным интеллектом, но имеющие речевые нарушения, часто страдают снижением самой познавательности и заключенных в ней процессов:
— уменьшением объема запоминания и воспроизведения материала;
— неустойчивостью внимания;
— быстрой отвлекаемостью;
— снижением осмысления и уровня обобщения действительности;
— истощаемостью психических процессов;
— затрудненностью развернутой связной речи.
Эмоционально-волевая сфера также состоит из ряда следующих особенностей:
— повышенной возбудимости;
— раздражительности;
— общей заторможенности;
— замкнутости;
— обидчивости;
— многократных перепадов настроения;
— плаксивости.
Следовательно, здесь необходимо взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. То есть нужно создание единого коррекционно-образовательного пространства, окружающего ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, при помощи совместной работы необходимых специалистов.
Процесс коррекционно-развивающей образовательной деятельности, которая стимулирует познавательное, личностное и речевое развитие ребенка, требует активного взаимодействия в сотрудничестве педагога-психолога и учителя-логопеда.
У коррекционно-развивающей деятельности логопеда и психолога имеется целостная система, по которой выполняются профилактическая, диагностическая и коррекционно-развивающая функции.
Только в условиях совместно спланированной работы с правильным и четким распределением задач каждого из участников коррекционно-образовательного процесса, с соблюдением преемственности в работе и осуществлением единства требований к детям можно говорить о тесной взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога.
Основу данной преемственности в различных сферах деятельности представляет активизация детского развития.
Коррекция отставаний в развитии психических функций считается одним из важных видов деятельности психолога дошкольного учреждения. Логопед в этом плане занимается активизацией детского функционального потенциала. То есть прерогативой логопеда является коррекция нарушений речевого развития, а в задачу психолога входит активизация детской речевой деятельности.
Детский логопед исследует просодическую речевую сторону, а также детские особенности пользования мимикой и пантомимикой. Психолог же занимается изучением социальных эмоций, восприятия графического изображения эмоции, осознания своей эмоции, понимания своего эмоционального состояния, изучением социальных эмоций.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наблюдается наиболее частое употребление обиходных выражений и слов, а использование эмоциональной лексики происходит фрагментарно и выборочно. Из-за этого в логопедическую работу вводится система методических приемов, которые направлены на создание лексического эмоционального пласта у старших дошкольников, имеющих общее речевое недоразвитие.
Сотрудничество психолога и логопеда чрезвычайно важно во время подготовительного рабочего этапа данного направления, основная цель которого заключается в изучении и уточнении эмоциональных состояний, а также в формировании речевой интонации.
Развитие детской эмоциональной сферы является основной целью занятий, проводимых педагогом-психологом. В его работу должны включаться специальные разнообразные задания, формирующие лексико-грамматические средства и развивающие связную речь на проводимых фронтальных занятиях.
Следовательно, выделяются определенные формы работы, отображающие в дошкольном учреждении взаимодействие психолога и логопеда:
— диагностирование и обсуждение полученных результатов, включающих обследование логопедом речи и её эмоциональности, а психологом — познавательных процессов и уровня сферы познавательного развития;
— коррекционно-развивающие занятия, на которых логопед пользуется приемами, активизирующими психические процессы, изучение и уточнение эмоциональных возрастных состояний, а детский психолог в Ростове-на-Дону, например, активизирует на своих занятиях детское речевое высказывание;
— интегрирование занятий с детьми;
— проведение родительских собраний, тренингов для родителей, консультаций;
— обеспечение стендовой информации, освещающей вопросы психологии и развития речи.
Результатом совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения, являются:
а) единство и целостность коррекционно-развивающего пространства;
б) полноценное профессиональное взаимодействие в ходе педагогического процесса;
в) обновление содержания и соответствующих форм коррекционно-развивающей работы с детьми;
г) творческий характер и высокий профессионализм педагогической деятельности;
д) создание модели детской личности, адаптированной в плане взаимодействия с внешней средой и с обучением в школе, — как один из главных результатов совместной деятельности.