Общение подростков с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий и связанные с ними изменения в
процессе взросления — сегодня не только предмет педагогических дискуссий, но и
исследовательский тренд. Об особенностях развития современного поколения
сложилось много обывательских мифов. Но для того, чтобы взрослый всегда мог
помочь ребенку взрослеть, важно знать факты, которые достоверно известны
ученым. О них рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию
гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Городского
психолого-педагогического центра Анастасия
Кузнецова
.

1. Онлайн и офлайн пространства для современного ребенка
неразделимы. Они составляют единое целое.

Это аксиома, которую взрослые просто должны принять. Сегодня
все еще можно услышать, что дети с головой ушли в виртуальную реальность, их
необходимо «спасать», возвращая в мир реального общения. В этой позиции
заложено противопоставление реального и виртуального пространств, которое
естественно для большинства взрослых, но абсолютно противоестественно для
цифрового поколения. Поэтому «оградить, запретить, ограничить, отключить» —
методы заведомо неэффективные (а порой даже вредные и опасные), так как они
исходят из заблуждения.

2. Присутствие подростка в Сети, большей частью, связано с
общением

Даже когда он играет, просматривает видео, слушает музыку,
он одновременно с этим общается: отправляет ссылки, делает комментарии и
реагирует на них, ставит и получает оценки. По своей природе общение — обмен
познавательной, эмоциональной, оценочной информацией. В подростковом возрасте
оно развивается особенно интенсивно, приобретает новое содержание и новые
формы. В процессе общения сознание подростка достигает новых уровней развития,
изменяется организация его внутреннего мира. Следовательно, не запрет на
общение, а формирование его культуры с малых лет – лучшая «прививка» от
реальных и виртуальных рисков.

3. Общение современных подростков происходит одновременно в
нескольких социальных кругах

Разговаривая «вживую», например, с одноклассниками,
подростки в то же самое время общаются с друзьями по Сети, приятелями из
другого города или летнего лагеря. События с участием одной компании становятся
предметом обсуждения с членами другой подростковой группы или нескольких групп
сразу. Делая уроки, подросток слушает музыку, отвечает на сообщения,
договаривается о встрече, скачивает видео, реагирует на происходящие события,
размещает фотографии… Из этих действий создаются круги общения, в которых
ребенок занимает определенные позиции. От его непосредственной активности
зависит, как будут развиваться события, его собственный статус в тех или иных
сообществах.

Пространства общения, с одной стороны, тесно переплетены
между собой, с другой – при необходимости взаимозаменяемы: не получилось «быть
своим» в одном сообществе — всегда можно «переключиться» на другое. В
частности, это делает виртуальное общение для подростка более привлекательным
по сравнению с реальным, где для завоевания авторитета, построения дружеских и
доверительных отношений нужно приложить много усилий. Создание реальных «мест»
и событий, где ребенок может учиться строить отношения и управлять ими –
эффективный способ профилактики «ухода» в виртуальную реальность.

4. Смена режимов онлайн/офлайн, переход из одного состояния
в другое зависит, в основном, от значимости событий, которые происходят вокруг
подростка

Если что-то по-настоящему важное происходит в реальном
общении, ребенок легко прерывает виртуальное. И наоборот, как только ему
становится скучно в офлайн, он подключается к Сети, где всегда «какая-то
движуха». Способность взрослых чувствовать потребности и интересы ребенка,
своевременно реагировать на их развитие, позволяет создавать «движуху» в
реальной жизни, поддерживая тем самым баланс онлайн/офлайн.

5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды
людей

Их профили пестрят фото и видео фактами красивой жизни и
впечатляющих событий, как правило, недоступных подросткам в реальной жизни. В
связи с этим у современных подростков резко возрастает потребность в
переживании собственной уникальности. Ученые предполагают, что «опасные селфи
за лайки» — один из способов удовлетворения этой потребности. Личный контакт с
близкими и значимыми людьми, определенность в их отношении к подростку –
ресурсы, которые позволяют ребенку сохранять стабильность в неустойчивом и
неопределенном мире.

Статья подготовлена на основе обзора научных публикаций Центра исследований
современного детства НИУ ВШЭ

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий

Навигация по записям