Если вы не можете оторваться от интересной книги, это
повышает вашу способность взаимодействовать с другими людьми и увеличивает
эмпатию. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного британским
Агентством чтения.
Оказалось, что чтение с удовольствием помогает получать удовольствие и от
социального взаимодействия. Детям чтение помогает развивать способность
понимать эмоции. Ученые отмечают, что в целом чтение связано с удовольствием,
отдыхом и эскапизмом.

Исследование, в котором приняли участие 4000 взрослых
британцев, показало, что люди, которые регулярно читают для собственного
удовольствия, реже испытывают стресс или депрессию, имеют более высокую
самооценку, легче преодолевают трудности и лучше спят.

Ученые ссылаются на результаты другого исследования,
проведенного в Германии. Дети в возрасте от семи до девяти лет приходили после
школы на литературные занятия, где читали и обсуждали детские книги с
эмоциональным содержанием. Было обнаружено, что эти занятия привели к
увеличению словарного запаса, знаний и понимания эмоционально окрашенных
ситуаций. Установлено, что занятия развили способность распознавать
замаскированные чувства, причем больше помогли мальчикам, чем девочкам.
Исследователи заключили, что чтение тесно связано с пониманием собственной
идентичности и помогает понять точку зрения другого.

Источник:
BBC

Источник: http://psypress.ru/articles/

Элементы е-learning, или электронного обучения, давно стали
частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете,
используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют Читать далее →


В самом разгаре каникулы у школьников, но
многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную
четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый
учебный год. Джуди
Виллис, невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает
несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас
жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с
предвкушением успеха.

Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное
поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые
темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки.
Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие
требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя,
которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на
них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть
неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не
означает, что вы плохой учитель.

Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания
хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря
этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет
мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто
испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам –
электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на
собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем
более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят,
что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем
осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.


В условиях частого стресса и постоянных переживаний и
разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим.  Если вы
неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между
нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и
укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном
состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под
названием дофамин.

Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это
значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете
удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе
возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро
приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на
позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется
важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за
любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы,
займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами.
Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас
почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению,
будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы
будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели,
усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который
останется с вами и когда вы вернетесь в класс.

Источник:

  • Willis J. Science of stress: how neuroscience can help teachers
    switch off this summer // The guardian. Sunday 2 August 2015 07.00
    BST

Фото:
http://www.radteach.com/

Источник: http://psypress.ru/articles/

Социальный психолог, почетный профессор Стенфордского
университета Филипп Зимбардо говорит, что эксперимент, который он провел 44
года назад по заказу вооруженных сил США, мог бы стать проклятием всей его
жизни. В 1971 году Филипп Зимбардо набрал среди студентов 24 добровольца,
которые стали участниками знаменитого Стенфордского эксперимента. Они были
поделены случайным образом поделил их на две группы: “заключенные” и
“охранники”. Заключенных поместили в “тюрьму”, организованную в университетском
подвале, а “охранники” должны были их охранять. Предполагалось, что
экспериментаторы будут изучать причины конфликтов между «охранниками» и
«заключенными» в течение двух недель. Филипп Зимбардо взял на себя роль
“начальника тюрьмы”. Но и “охранники”, и сам Зимбардо настолько вошли в роль,
что эксперимент был прекращен через 6 дней.

Результаты эксперимента определили дальнейшую профессиональную
деятельность  Филиппа Зимбардо. Он стал искать ответ на вопрос, почему
хорошие люди делают ужасные вещи. Спустя 30 лет Зимбардо опубликовал результаты
своих исследований в книге под названием
“Эффект
Люцифера”. 

Но тюремный эксперимент вызвал у исследователя и другие
вопросы. Например, заставил задуматься о том, почему в сложных ситуациях
некоторые люди с риском для себя помогают незнакомцам, тогда как другие
занимают позицию наблюдателей. Или о том,
каким
образом человек ощущает время и как это влияет на его жизнь. Помня о том,
как участники тюремного эксперимента теряли счет времени, Зимбардо впоследствии
стал изучать индивидуальное восприятие времени. Еще одной темой стало изучение
застенчивости, ее можно рассматривать как тюрьму, в которую человек сажает сам
себя. Филипп Зимбардо стал изучать застенчивость у взрослых и способы ее
преодоления.

Зимбардо говорит о том, что нам хочется верить в разумность
наших решений, в рациональность наших действий, в то, что наша сознательность
защищает нас от деспотичной власти, а наша личность больше влияет на наши
действия, чем обстоятельства и окружение. Но если мы в это верим и защищаем
свои верования вместо того, чтобы подвергнуть сомнению, то мы можем зайти
слишком далеко.

В 2004 году люди всего мира были потрясены пытками над
заключенными в иракской тюрьме Абу-Грейб. Военнослужащих, виновных в пытках,
назвали “несколькими гнилыми яблоками” в большой корзине хороших фруктов.
Зимбардо стал  экспертом-свидетелем защиты старшего сержанта, отвечающего
за ночную смену, во время которой происходили пытки и получил личный доступ к
обвиняемому, вещественным доказательствам и результатам расследования. Он
заявил, что американские военнослужащие –  это “хорошие яблоки”,
вынужденные находиться и работать в “плохой корзине” (ситуации), созданной
«плохим корзинщиком» (системой). Филипп Зимбардо уверен, что случаи в Абу-Грейб
— это воспроизведенная и многократно усиленная  ситуация Стенфордского
эксперимента, а его подзащитный Чип Фредерик, вынужденный работать по 12 часов
каждую ночь в течение многих месяцев, был по-настоящему “хорошим яблоком”,
испорченным  в худшей из возможных “корзин”. Показания Филиппа Зимбардо
способствовали смягчению приговора Фредерика. 

Премьера фильма “Стенфордский тюремный эксперимент” прошла в
Нью-Йорке 15 июля 2015 года. Среди главных персонажей – Филипп Зимбардо и
аспирантка Стенфордского университета Кристина Маслак (впоследствии жена
Зимбардо), которая в свое время убедила прекратить эксперимент, потому что, по
ее мнению, он зашел слишком далеко. Их роли в фильме исполнили актеры Вильям
Крудап и Оливия Тирлби.

Под руководством Филиппа Зимбардо было проведено
исследование феномена временной перспективы в разных
культурах.

По мотивам Стенфордского эксперимента были
созданы:
Повесть Марио Джордано “Черный ящик” (1999)
Фильм “Эксперимент” (Das Experiment, 2001)
Фильм “Эксперимент” (The Experiment, 2010).
Фильм “Стенфордский тюремный эксперимент” (The Stanford Prison Experiment,
2015)

Источник:

  • The Stanford Prison Experiment by Philip Zimbardo // psychology
    today

Источник: http://psypress.ru/articles/

Проектируя детский сад Фудзи на окраине Токио, Такахару
Тедзука и его жена Юи старались думать как дети. Они превратили овальную крышу
над зданием детского сада в игровую площадку, а сквозь комнаты для занятий
позволили расти деревьям.
Когда Папа и Мама Тедзука, вдохновленные собственными детьми, которым сейчас 12
и 9 лет, начинали работу, у них не было готовой идеи. Изучать дизайн других
детских садов было все равно что смотреть в зеркало заднего вида: даже если
подойти очень близко, расположенное спереди не видно. Так каким должен быть
детский сад, в котором дети могут оставаться детьми?

Круглая форма здания отражает идею бесконечного движения.

У основания лестницы, ведущей на крышу, насыпали землю. Это
уловка, позволяющая сделать лестницу короче. Но когда 600 детей, играя, стали
растаскивать землю, насыпь стала исчезать. Школа постоянно просит строительную
компанию восстановить насыпь. Дети любят кататься с горки, но проектировщики не
очень хотели ее ставить: она указывает детям, что им делать и чего не делать. А
без таких приспособлений дети должны сами придумывать игры. Горку все же
поставили: детскому саду нужен пожарный выход.

Японская особенность: на долю этой страны приходится 10% крупных
землетрясений. Поэтому детей учат, как себя вести в случае
опасности. Малыши надевают специальные головные уборы, защищающие
голову.

По японским правилам расстояние между прутьями решетки, на которой
закреплены перила, должно быть такими, чтобы туда не проходила голова ребенка.
Но они могут просунуть между прутьями ноги! Дети любят сидеть, болтая ногами.
То же самое делают шимпанзе, это умилительное зрелище.

Когда строительство начиналось, деревья на площадке уже
росли. Было непросто построить здание так, чтобы не повредить их широко
простирающиеся корни. Стволы деревьев проходят сквозь специальные отверстия в
крыше, и чтобы дети в них не падали, натянули специальные сетки. Но дети любят
играть с сетями, прыгать и раскачиваться в гамаках. Забота о безопасности дала
повод предоставить детям еще одну возможность для игр. Игрушкой может быть
всё!


 

Дети любят смотреть сквозь люк в крыше, они высматривают
друзей или интересуются, что происходит в классной комнате. Если, находясь
наверху, посмотреть вниз, всегда можно увидеть детей, смотрящих вверх. Между
комнатами нет глухих стен. Дети слышат шум с улицы и из других комнат. Супруги
Тедзука допускают, что это отвлекает внимание, но считают, что шум детям нужен,
а вот звукоизоляция может вызывать у них чрезмерную тревогу.

Раз в неделю дети и учителя переставляют мебель в
классных комнатах. Предполагается, что маленькие мальчики и девочки помогают
по-новому устанавливать мебель, но толку от них немного. Зато они играют в
поезд. Школа оборудована шестьюстами коробками из дерева кири. Дети могут
играть с ними, не травмируясь.

 
Одна из проблем современных детей: они общаются только с компьютером. В
японском языке есть фраза ido bata kaigi, она означает “разговор вокруг
колодца”. Женщины, отправлявшиеся за водой, встречались у колодца и общались.
Чтобы дети делали то же самое, надо поместить в каждый класс колодец.

В 2011 году к зданию пристроили дополнительное крыло,
включавшее две классные комнаты и зону для игр. Ее назвали “Кольцо вокруг
дерева”, потому что посетившему это место архитектору Питеру Куку оно напомнило
песню “Кольцо вокруг роз”. Дерево здесь — самая важная часть конструкции. В
этом детском саду детей хвалят за лазанье по деревьям. Если ребенок достаточно
крепкий, он доберется до самого верха без помощи ступенек. Может быть, в других
школах это не позволяется, но директор Фудзи считает, что дети чувствуют
пределы своих возможностей. В нужный момент они остановятся
сами.  

Источник:
Thu-Huong Ha. Inside the world’s best kindergarten —
ideas.ted.com

Источник: http://psypress.ru/articles/


У тревожных родителей
часто растут тревожные дети. Такое случается и у людей, и у макак-резусов.

Испытывать тревогу могут и люди, и животные. Это дает им
эволюционное преимущество: тревога помогает вовремя распознать Читать далее →


Наш мозг распознает объекты в течение нескольких
миллисекунд, даже если получает весьма ограниченную зрительную информацию.
Исследователи предположили, что быстрое и надежное распознавание
происходиn  благодаря тому, что наш мозг непрерывно выдвигает гипотезы
относительно окружающих объектов и сопоставляет с сенсорной информацией. Только
в случае рассогласования, возникающего в ходе этого процесса, области мозга,
отвечающие за высокоуровневую переработку, получают сигнал об ошибке, чтобы
скорректировать свои гипотезы.

Недавно ученые подтвердили эту гипотезу на материале
восприятия лица человека.

Ученые из Университета Гете подтвердили эту опубликовали
статью в последнем выпуске журнала Neuroscience, в которой говорится о том, что
сигналы, которые отправляются в высшие области головного мозга, усиливаются, в
случае если происходит ошибка прогнозирования. Эти результаты также дают
надежду на лучшее понимание шизофрении и расстройств аутистического
спектра.

Чтобы вызвать ошибки прогнозирования, исследователи
показывали своим испытуемым так называемые Муни-лица, названные в честь их
изобретателя Крейга Муни. Это фотографии лиц, представленные только в черном и
белом цвете. Мы обычно легко узнаем изображенного на таких рисунках человека.
Мы даже можем извлечь из них подробную информацию о поле, возрасте и выражении
лица, несмотря на то, что информация содержится только на границах между черным
и белым. Более того, даже это минимальное количество информации является
неоднозначным, потому что границы либо представляют собой переход между светом
и тенью, либо являются контурами самого объекта.

«В нашем исследовании мы использовали черно-белые лица, с
помощью которых намеренно индуцировали два рода ошибок. Во-первых, изображения
нарушали предположения о том, что мы всегда видим лица ориентированными
вертикально, а во-вторых, что они освещены сверху. Эффективность распознавания
лиц, не подчиняющихся этим правилам, была заметно ниже», — поясняют авторы
статьи.

Что происходит в мозге в этой ситуации? Современная теория
предсказательного кодирования предполагает, что сигналы направляются в высшие
области мозга для обработки, только если прогнозы не оправдываются. Таким
образом, должно происходить увеличение активности сигнала в более
высокоуровневых областях мозга. Тем не менее, есть также конкурирующие теории,
которые предсказывают прямо противоположное.

Проверка этой теории стала возможна только недавно, когда
ученые из Франкфурта обнаружили, что волновая активность мозга с частотой около
90 Гц увеличивается, когда сигналы передаются от низших к высшим областям
головного мозга. «Если ошибка предсказания индуцируется при помощи изображений,
которые противоречат здравому смыслу и зрительному опыту, мы должны увидеть
увеличение волновой активности головного мозга в районе 90 Гц в ответ на
ошибку. Мы смогли подтвердить это экспериментально,» – объяснили исследователи.
«Мы также смогли показать, что интенсивность этих мозговых волн увеличивается
вместе с увеличением времени, необходимого для распознавания. Следовательно,
эти мозговые волны не просто инициируют коррекцию ошибок, но также играют роль
в нашем восприятии.» Данные результаты важны именно потому, что эта активность
значительно нарушена у пациентов с шизофренией и аутизмом. В настоящее время
исследователи надеются добиться лучшего понимания причин болезни и найти
способы помочь пациентам более эффективно исправлять свои ошибки
прогнозирования.

Литература:

  • A. Brodski, G.-F. Paasch, S. Helbling, M. Wibral. The
    Faces of Predictive Coding
    . Journal of Neuroscience, 2015; 35 (24):
    8997 DOI:10.1523/JNEUROSCI.1529-14.2015

Источник: http://psypress.ru/articles/


Наталья Третьяк – первый
заместитель министра образования и науки РФ во время проведения мультимедийной
пресс-конференции на тему: «Международное исследование ТАЛИС: первые
официальные результаты» сообщила, что Читать далее →