Пользователи могут получить возможность запрещать операторам связи и другим компаниям собирать о себе так называемые «большие пользовательские данные». Такая возможность может появиться в законодательстве по регулированию больших пользовательских данных благодаря разрабатываемому сейчас закону, рассказал помощник президента Игорь Щеголев в интервью РБК.
«Пользователи, когда подписывались под пользовательскими соглашениями, понимали, что их данные нужны для того-то и того-то. Но с течением времени их стали использовать по-другому. У людей должно быть понимание, что о них собирается и для каких целей это используется. Должна быть возможность сказать: „Для этого я готов такие-то данные предоставлять и готов, чтобы они таким образом использовались, а для этого не готов. Поэтому, будьте любезны, эти данные обо мне больше не используйте“, — рассказал Щеголев. По его словам, они выступают не за введение запрета на подобную практику, а за то, „чтобы у пользователя появилось больше возможностей влиять на судьбу тех данных, которые о нем получены“.
Помощник президента отметил, что с развитием промышленного Интернета и Интернета вещей объем данных, по которым можно будет однозначно вычислить человека, с которым эти данные связаны, будет увеличиваться. Эти данные не всегда могут быть квалифицированы напрямую как персональные, но часть из них „находится на грани, в серой зоне“, которая пока не отрегулирована.
В ноябре 2016 года руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что рабочая группа по вопросам развития Интернета при администрации президента, которую возглавляет Игорь Щеголев, начала разработку законопроекта, регулирующего работу с „большими пользовательскими данными“. Четкого определения этого понятия пока не существует. Как объяснял представитель рабочей группы, это все данные о пользователе, которые собирают информационные системы и устройства, в том числе профили пользователей на интернет-ресурсах. По мнению главы Роскомнадзора, к этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также о пользовательском поведении на различных сайтах. „Все это является предметом анализа транснациональных интернет-компаний и, очевидно, требует регулирования, как сейчас работает закон ‚О персональных данных‘, — говорил Жаров.
Под персональными данными понимают любую информацию, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. Оборот таких данных регулируется в России с 2007 года. В частности, с 1 сентября 2015 года закон требует хранить обработанные персональные данные россиян на территории России.
Операторы связи и интернет-компании, в свою очередь, оперируют понятием ‚большие данные‘, или big data, под которыми понимается анализ больших объемов обезличенной информации о пользователях. Представители ‚Ростелекома‘, мобильных операторов ‚большой тройки‘, интернет-компаний ‚Яндекс‘ и Mail.Ru Group ранее называли big data одним из направлений своего роста. В частности, напоминает РБК, в феврале этого года ‚МегаФон‘ купил 15,2% Mail.Ru Group (соответствуют 63,8-процентной голосующей доле компании) за $740 млн, из которых $100 млн предстоит выплатить через год. Среди аргументов для сделки в том числе называлась возможность одной компании использовать ‚большие данные‘ другой.
Источник: