Необходимость конституционной реформы в России так или иначе станет темой для обсуждения на период до 2024 года, уверены эксперты.

Многие вещи можно сделать, не меняя Основной закон страны.

Судя по всему, сегодня, как и в прежние времена, россияне убеждены в верности пословицы «закон — что дышло: куда повернешь — туда и вышло». Во всяком случае, такой вывод напрашивается из опубликованных в День Конституции России данных опроса ВЦИОМ. На этот раз социологов интересовало отношение к возможному изменению действующего Основного закона страны.

Больше всего в этом опросе бросаются в глаза несколько цифр. Во-первых, абсолютное большинство россиян (64%) убеждены, что власти соблюдают Конституцию «лишь отчасти» а, еще 9% считают, что «совершенно не соблюдают». Учитывая, что закон можно либо соблюдать, либо не соблюдать, формулировка «соблюдают лишь отчасти» означает все же его несоблюдение власть предержащими. То есть, если проще, то в сумме 73% россиян уверены, что властям закон не писан.

Во-вторых, на вопрос «необходимо ли в настоящий момент внесение изменений в Конституцию РФ или нет?» большинство опрошенных россиян (52%) отвечают, что «скорее необходимо».

Третий интересный момент в этом социсследовании состоит в том, что на вопрос какие именно изменения необходимо внести в Конституцию, большинство из тех, кто выступают в поддержку поправок, ответа не знают — 51% опрошенных выбрали пункт «затрудняюсь ответить». Лишь 10% выступают за то, чтобы в Основном законе были прописаны минимальный размер оплаты труда и пенсий. В остальном — полный разброд и шатания. Множество пунктов, предложенных социологами, в основном, социальных и экономических, набирали лишь от 1% до 5% поддержки.

В то же время разговоры о том, что назрела необходимость реформировать Конституцию РФ (в тех или иных масштабах), уже достаточно давно ходят в экспертных кругах. Обозреватель «Росбалта» попросил политологов высказать свое мнение о том, какие именно изменения может внести власть в российскую Конституцию в период 2018—2024 годов. Мнения экспертов разошлись, однако все они сходятся в том, что Владимир Путин будет оставаться национальным лидером и после того, как в 2024 году закончится его четвертый президентский срок — вне зависимости от того, как к тому времени будет называться занимаемая им должность.

По мнению директора Центра Восточноевропейских исследований Андрея Окары, «поскольку в России имеет место авторитарный тип правления и моносубъектная власть, а Владимир Путин из политика превращается в „отца нации“, в фигуру сакрального измерения, то основы конституционного строя устоять не смогут».

В связи с этим, считает он, «если через шесть лет Путин будет жив и здоров, а его настрой останется тем же, что и сейчас, при условии, что отношения между верховной властью, элитами и народными массами радикально не изменятся, то есть верхи смогут, а низы не будут против, ему необходимо будет пойти на следующий президентский срок».

В этом случае Конституция просто оформит тот политический консенсус, который сложится между верховным правителем, «боярами» и народом, считает политолог.

Формы этих изменений могут быть разными, продолжает Окара. Например, может быть изменено положение, касающееся ограничения на два президентских срока подряд. Другой вариант, считает он, может состоять в том, что «произойдет переформатирование верхушки власти. Тогда Путин (в Конституции) может называться не президентом, а скажем, „председателем Госсовета“, „великим вождем“ и т. д. — все зависит от фантазии политтехнологов, которые будут воплощать это решение».

Еще один вариант — может быть устранено препятствие, мешающее введению положения о третьем президентском сроке. «Однако эта идея в обществе непопулярна и поэтому легче и проще будет сделать президентскую должность номинальной, как в парламентских республиках, и (одновременно) создать пост, который будет воплощать в себе максимальные властные возможности. По своей реальной структуре это будет что-то близкое абсолютной монархии», — предполагает эксперт.

Однако все это, повторяет он, будет возможным «если Путин и народ останутся теми же, что и сейчас, а нынешние „бояре“ также не изменятся, оставшись теми, кем они являются и сегодня — участниками клиентелы, зависимыми от своего патрона».

В свою очередь, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев полагает, что хотя «Конституция — не священная корова», наша власть все же «относится к ней более трепетно, чем наши граждане». По его словам, «Путин точно не хочет войти в историю России как человек, который переписал Конституцию, позволившую ему добиться всего, чего он добился».

Уходя в 2024 году, Путин не станет предлагать обществу совершенно новую Конституцию, и «не будет кардинально править ее», поскольку «это очень неплохой документ», считает Калачев. Главное, по его мнению, президентский рейтинг, являющийся «зонтиком, под которым живет вся система». «Когда система рушится и рейтинг власти падает, неважно как это будет законодательно оформлено — переход президента в премьеры или Конституционный суд, создание нового Госсовета или переформатирование старого». При этом эксперт уверен, что если Путин «уйдет вовремя», то его рейтингу ничего не грозит.

Профессор политологии Высшей школы экономики Николай Петров говорит, что «с одной стороны, мы видим, что, не меняя Конституцию, можно изменить политический режим, что, собственно, и произошло, если сравнивать времена Бориса Ельцина и нынешние, особенно после 2014 года». С другой стороны, по его словам, «сейчас усиливаются разговоры о том, что готовится конституционная реформа, и она так или иначе будет проведена».

По его мнению, «принципиальным представляется то, что Конституция в гораздо меньшей мере определяет нашу политическую систему, чем сама она определяется этой системой». В связи с этим, полагает Петров, «многие вещи можно сделать, не меняя Конституцию. И наоборот, принятие той или иной Конституции идет за политическими переменами».

Эксперт считает, что «те изменения, которые уже вносились в нашу Конституцию: изменение перечня регионов, продление срока полномочий президента и Госдумы, в принципе могут быть продолжены». На его взгляд, в России может быть взята за основу конституционная реформа, проведенная в близком нам Казахстане, «которая призвана решить тот же главный вопрос — вопрос о власти стареющего лидера».

«Мне кажется, это то главное, чему будет посвящена и наша конституционная реформа, в случае если она будет проведена. Это не обязательно изменение сроков (президентских полномочий), которые позволят лидеру оставаться у власти, но это такое изменение политической конфигурации, которое проводится для обеспечения стабильности власти и сохранения ее в руках того лидера, который может затем уйти с поста президента», — отметил политолог.

Александр Желенин

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий

Навигация по записям