Город, где население не достигает и полумиллиона человек, неожиданно становится фокусом внимания в связи с беспрецидентным давлением на несогласных.
Республиканский центр Чувашии 28 января оказался в лидерах по количеству задержанных на протестной акции «Забастовка избирателей». В отделы полиции доставили до 80 человек — больше, чем в других городах, считая миллионники.
Благодаря административному давлению — властей, полиции, судей — небольшой город Чебоксары смог выделиться даже на общероссийском фоне. Оппозиция в Чувашии, конечно, не сильнее и не многочисленнее, чем в других городах. В городской группе сторонников Навального состоит меньше людей, чем, например, в удмуртском Ижевске. Однако чувашские силовики зачем-то создают в медиа эпическое полотно «битвы властей с оппозицией» в маленькой республике, регулярно устраивая доходящие до нелепости преследования «несогласных».
«Битвы» идут не только на улицах, но и в Интернете. В докладе «Свобода интернета 2017» международной правозащитной группы «Агора» в минувшем году в Чувашии было зафиксировано 33 факта ограничения свободы в Интернете. Годом ранее в республике подобных фактов было семнадцать.
Юрист «Агоры» Алексей Глухов отмечает, что число людей с критическим мышлением, готовых выходить на оппозиционные акции в столице Чувашии, сравнительно невелико. Но именно по этой причине все они — «наперечет» у местных силовиков. «Разумеется, в небольшом и бедном регионе таких людей в принципе не может быть много. Поэтому они автоматически, со стопроцентной вероятностью, попадают в поле зрения силовиков. У чувашских правоохранителей схема «профилактики» давно отработана. Для оказания давления нужно лишь найти рычаг давления. Работаешь в бюджете — сходим к руководству, а потом предупредим о возможных проблемах на работе и увольнении. Учишься — значит будешь отчислен. Имеешь соцсети — поищем там запрещенные фразы и изображения. А не сработало запугивание, значит, поедем в суд», — пояснил юрист.
В 2017 году в Чувашии произошел своего рода взрыв обращений в ЕСПЧ по «политическим делам». Алексей Глухов рассказал, что эти дела связаны с защитой свободы выражения мнений, с акциями протеста.
Оппозиционера Дмитрия Семенова трижды привлекли к административной ответственности за репосты, в которых содержалась фраза из «экстремистского списка». Три жалобы были зарегистрированы от участников движения «Весна», осужденных за фотографирование на мосту. Шесть человек обратились в ЕСПЧ после задержаний на акции «Он нам не Димон» 26 марта. Активист штаба сторонников Навального Семен Кочкин пожаловался на наказание за репост сатирического ролика «Как чеченские девушки обманули боевиков». Активист Вячеслав Рыбаков пожаловался в ЕСПЧ за преследования из-за двух одиночных пикетов. По всем этим историям возбуждались дела об административных правонарушениях, и суды выносили решения о наказаниях активистов.
Алексей Глухов уточнил, что есть обращения по «политическим делам» в ЕСПЧ и от других юристов. Так, намерены защищать свои права в ЕСПЧ жители Чувашии Елена Блинова и Рустем Гареев, осужденные за оппозиционную деятельность.
Однако защищать «политических» может оказаться чревато последствиями и для самих юристов. К штрафу приговорен чебоксарский адвокат Юрий Иванов за правонарушение по ст. 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской символики). Как он сообщил корреспонденту «Росбалта», поводом стала запись трехлетней давности на странице в соцсети.
Адвокат не исключил, что истинной причиной претензий является его активная деятельность в качестве юриста. «Я обслуживаю интересы штаба сторонников Навального в Чебоксарах, защищал волонтера Алексея Миронова, чьим делом о публикациях в Интернете занималось ФСБ. Конечно, я не могу обоснованно утверждать, что нынешние преследования вызваны этой моей деятельностью. Но факт, что прошло три года с той публикации, и только сейчас она «всплыла», — отметил Юрий Иванов.
«Поконкурировать» со сторонниками Навального по числу преследований могут и чувашские активисты движения «Открытая Россия». Генеральная прокуратура РФ признала нежелательной зарегистрированную в Великобритании организацию Михаила Ходорковского «Otkrytaya Rossia». Сторонники российского движения «ОР» отрицают свою причастность к британской организации. Тем не менее, в Чувашии уже три члена совета регионального отделения «ОР» приговорены к штрафам.
Координатор отделения Дмитрий Семенов уточнил, что республика стала одним из лидеров в России по наказанным в судебном порядке сторонникам «ОР». «Большее количество активистов приговорено к штрафам только в Калининградской области», — заметил он.
Решения судов по административным правонарушениям принимаются словно «под копирку». Апелляционные инстанции их утверждают. Не боятся, похоже, власти и обращений в ЕСПЧ. Правозащитник Глухов напомнил, что, если удастся доказать нарушение прав и свобод граждан, то ЕСПЧ присудит компенсации пострадавшим. Однако отвечать придется федеральным властям, а не должностным лицам из Чувашии, по вине которых республика вырывается в число лидеров по жалобам в Страсбург.
«К несчастью, практика взыскания с конкретных должностных лиц суммы, присужденной ЕСПЧ, в РФ практически отсутствует. В лучшем случае, это будут меры дисциплинарного воздействия в отношении полицейских. Но у ЕСПЧ не быстрые процедуры, и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности пройдут», — констатировал Алексей Глухов.
Тем не менее, судебная машина 28 января впервые «забуксовала». Хотя в отделы полиции было доставлено до 80 человек, однако в этот раз дела об административных правонарушениях были возбуждены только в отношении двух участников. При этом суд дважды вернул обратно в полицию дело координатора штаба оппозиции Кочкина, указав полицейским на ошибки в протоколе.
Возможно, слава «всероссийской столицы оппозиции» стала кого-то настораживать, а избыточное внимание к правоохранительной системе Чувашии показалось лишним. При активности чувашских силовиков в «политических делах» резче стали видны неурядицы и в остальных сферах.
25 января районный суд в Чебоксарах вынес решение, обязывающее блогера Константина Ишутова удалить публикации из «Живого журнала». Судья Надежда Филиппова признала не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию МВД по Чувашии семь статей с фотографиями и видеоматериалом.
«В публикациях я изобличал сотрудников полиции в коррупции, а именно в «крышевании» игорного бизнеса, препятствовании деятельности политических партий и некоторых других моментах, связанных с фальсификациями доказательств по административным правонарушениям, протоколам за митинги», — рассказал Ишутов. Он заявил о намерении обжаловать судебное решение.
Не исключено, что рвение силовиков в деле «борьбы с оппозицией» может быть попыткой прикрыть иные «темные делишки». Но демонстрируя «политическую» преданность, они могут добиться обратных результатов.
Власти небольших регионов, городов неадекватно реагируют на оппозиционную деятельность, считает президент Института модернизации и развития общественных связей Федор Крашенинников.
«Чем меньше город и чем он считается спокойнее, тем болезненнее начальство воспринимает оппозиционные акции. Если, например, в Екатеринбурге живет больше миллиона человек и там выходит на акцию несколько тысяч, то это не кажется начальству чем-то страшным. Ну, выходят — и ладно, все привыкли, что в большом городе постоянно что-то происходит. А где-нибудь в Чебоксарах существует «бренд», что там стабильность, что люди покорны и послушны, не протестуют и никуда не выходят. Поэтому сто человек, или даже десять человек, вышедших на улицу, вызывают у местного начальства, конечно, суеверный ужас», — рассказал Федор Крашенинников.
Но что же это за такие «успехи в работе» у чувашских властей, если недовольных и «нарушителей» в регионе становится все больше и больше, что и продемонстрировали полицейские 28 января?
Дмитрий Ремизов
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: