Наиболее цитируемым
русскоязычным изданием отечественного психолога по этому вопросу является книга
Инны Аршавировны Джидарьян «Психология счастья и оптимизма» (46 цитирований в
РИНЦ за последние 5 лет). Читать далее →


Помню, как в мой класс, тогда еще седьмой Б,
фурией ворвалась директор и стала проверять длину волос. За отращенные «под
Кинчева» пару сантиметров шевелюры досталось моему соседу – «алисоману». Читать далее →


В журнале «Консультативная психология и психотерапия»
(№ 3,
2016) опубликована статья доктора психологических наук, профессора
Аллы
Борисовны Холмогоровой. Статья посвящена помощи в суицидальных ситуациях с
помощью когнитивно-бихевиоральной терапии.

В статье приводятся данные статистики суицидов в Российской
Федерации, обосновывается необходимость создания профилактических программ и
комплексной бригадной работы специалистов для создания безопасной среды в
учреждениях образования, указывается на необходимость применения научно
обоснованных методов превенции и поственции суицидов. Автор представляет
историю разработки специального протокола когнитивно-бихевиоральной
психотерапии для превенции и поственции суицидов, а также рассматривает
проблему уязвимости (предрасположенности) к суицидальному поведению.
Сформулированы основные принципы когнитивно-бихевиоральной психотерапии
пациентов, склонных к суицидальному поведению, указаны и описаны основные этапы
когнитивно-бихевиоральной психотерапии суицидального поведения, приводятся
техники и приемы работы с данным контингентом.

В заключении статьи автор отмечает, что для профилактики
суицидов и при работе с людьми, переживающими суицидальный кризис, важно
проводить диагностические мероприятия, направленные на выделение «суицидальной
уязвимости», которую составляют различные характеристики личности и поведения
человека, а также его ближайшего окружения. Работа с людьми, совершившими
суицидальную попытку или же находящимися в ситуации суицидального кризиса,
является серьезным вызовом для специалистов и остро ставит задачу поиска
научно-обоснованных методов помощи. Как считает автор, большим прогрессом в
этой области можно считать разработку протокола лечения пациентов с
суицидальным поведением, основанного на когнитивной психотерапии. На основании
исследований последних десятилетий автор статьи делает вывод, что когнитивная
психотерапия суицидального поведения обладает доказанной эффективностью и
позволяет успешно предотвращать повторные суицидальные попытки более чем у двух
третей людей, их совершивших. Перспектива дальнейшего продвижения в области
психотерапии суицидального поведения заключается, по мнению автора статьи, в
комплексном изучении и целостном описании уязвимости к суицидальному поведению
и максимально полном учете вскрываемых механизмов в научно обоснованных методах
помощи. В частности, данные проведенных исследований, полученных на основе
многофакторной модели расстройств аффективного спектра, показывают, что не
только личностные характеристики, но и социальная среда, семейное окружение
могут быть важными факторами, поддерживающими суицидальную направленность.
Поэтому, помимо индивидуальных форм помощи, как считает автор, представляется
чрезвычайно важной работа с ближайшим социальным окружением пациентов,
деструктивность которого может сводить на нет достижения индивидуальной
терапии.

Литература

Холмогорова А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая
модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии // Консультативная
психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 144—163. doi:
10.17759/cpp.20162403009. URL:
http://psyjournals.ru/mpj/2016/n3/kholmogorova.shtml

Источник: http://psypress.ru/articles/


Наиболее востребованным аспектом
изучения национальной идентичности в зарубежных психологических исследованиях
2011-2016 годов является самоопределение мигрантов, формирование у них двойной
идентичности и их ассимиляция. Читать далее →


Что влияет на уровень счастья? Ясно,
что это материя относительная. Но ведь ощущение-то имеется! Значит, есть что
изучать. Один из вопросов – как влияет на «счастливость» наличие детей. Здесь
все не так просто. Читать далее →


На страницах
журнала «Социальная психология и общество»
(№ 3, 2016)
опубликованы результаты двух исследований, посвященных зависимости от
онлайн-игр.

В наши дни достаточно быстро развивается новая форма
зависимого поведения – технологические аддикции. Происходит это по причине
динамично развивающейся сферы компьютерных технологий и интернета. Среди
подобных зависимостей выделяют интернет-аддикции, аддикции к мобильным
телефонам и прочим гаджетам.

Особое место среди них занимает пристрастие к онлайн-играм.
Эта аддикция имеет сложный характер из-за разнообразия форм реализации самих
компьютерных игр. В них можно играть как в одиночку, так и в команде, как в
оффлайн-режиме с компьютера, так и онлайн в интернете.

В
статье О.В.
Зарецкой «Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного
поведения» приводятся результаты эмпирического исследо­вания личностных и
поведенческих особенностей игроков, которое позволило обнаружить статистически
значимые различия по таким характеристикам, как локус контроля
(интернальность/экстернальность) и копинг-поведение. В группе игроков уровень
интернальности оказался ниже, чем в контрольной группе, а частота выбора
копинг-стратегии избегания — выше. Также была обнаружена взаимосвязь между
этими показателями: уровень интернальности отрицательно коррелирует с частотой
выбора стратегии избегания. Эти данные позволяют говорить о том, что в основе
формирования аддиктивного поведения, в частности зависимости от компьютерных
онлайн-игр, может лежать такой фактор, как осознание степени ответственности за
свою жизнь, возможности влиять на ее течение. Данные результаты открывают новые
перспективы для последующего исследования проблемы компьютерной и
интернет-зависимости.

В
статье Н.В.
Кочеткова «Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и
методика ее диагностики» рассматриваются классификации и универсальные
признаки зависимости, проводится черта между двумя нерядоположными видами
аддиктивного поведения: интернет-зависимостью и зависимостью от онлайн-игр. В
противовес использующимся в научной литературе клиническим показателям
предложен новый критерий выделения зависимости от онлайн-игр в рамках научной
психологической школы А.В. Петровского — позиция «значимого другого» в реальном
или виртуальном пространстве. Для того, чтобы разграничить понятия гемблинга,
зависимости от онлайн-игр и зависимости от игр, осуществляемых без подключения
к интернету, вводится новый термин — «гейм-аддикция».

Также Н.В. Кочтеков описывает социально-психологические
методики исследования интернет-зависимости. Так, в России на настоящий момент
наиболее широко распространены два теста, направленные на диагностику интернет-
зависимости. Исторически самым пер­вым из них был тест IAT (тест К. Янг),
созданный еще в середине 90-х гг. ХХ в. и адаптированный к российской выборке
В.А. Лоскутовой. Тест К. Янг не раз подвергался критике научным сообществом.
Второй тест, представленный шкалой интернет-зависимости Чена, обладает высокой
ди­агностической точностью и эффективно­стью использования. Он включает в себя
5 шкал: компульсивные симптомы; симптомы отмены; толерантности;
внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем; управления
временем. В то же время Н.В. Кочетков адаптирует методики для работы с таким
понятием как «гейм-аддикция» для дальнейших эмпирических исследований.

В целом обеспокоенность повышенным увлеченным и даже
аддиктивным поведением в виртуальной реальности обеспокоены не только ученые,
но общественность. Так, в программе Александра Архангельского «Тем временем» на
телеканале «Культура» прошло обсуждение
темы «Дополненная реальность или
массовая галлюцинация?».

Литература

  • Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как
    разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016.
    Том 7. № 3. С. 105–120. doi:10.17759/sps.2016070308
  • Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты
    зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и
    общество. 2016. Том 7. № 3. С. 148–163. doi:10.17759/sps.2016070311
  • Источник: http://psypress.ru/articles/